Кафедральный собор непорочного зачатия пресвятой девы марии


Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва)

 памятник архитектуры (федеральный)

Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги). Расположен по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13; ближайшие станции метро — Краснопресненская и Улица 1905 года. В соборе проходят мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском, армянском языке и латыни, а также проводятся встречи молодежи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник — Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусства добра».

История

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России.

Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 года.

Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885-1937).

В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному и законному владельцу — Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», храм был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

Вид на собор зимней ночью

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

Архитектура

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок — гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа — медаль юбилейного 2000-го года.

Часовня Божьего Милосердия, дарохранительница и алтарь Святых Даров

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов — 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.

Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.

Алтарь

Алтарь собора

В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зеленым мрамором, — место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк.1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором.

В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды — Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

Колокола

Колокола

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

До закрытия собора в 1938 г.

До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Св. Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — баллюстрадой.

В боковых нефах собора так же стояли скамьи, так как боковые нефы, поначалу, служили как отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин — левый неф предназначался для женщин, правый для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Орган

Орган «Kuhn» в Католическом соборе в Москве

Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. 74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.

История органа

Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве — дар Евангелическо-лютеранского кафедрального собора «Basel Münster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32`, были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.

16 января 2005 года состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органнный концерт дал Заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории — Алексей Паршин.

В 2009 году планируется установка недостающего 32-футового регистра Principal bass 32`

Диспозиция органа

TH. KUHN AG. MANNEDORF 1955

IV Brustwerk C–g3
1. Schalmei 4’
2. Regal 8’
3. Terzzimbel 3 f. 1/5′
4. Scharf 4f 1’
5. Sifflöte 1’
6. Larigot 11/3′
7. Flageolet 2’
8. Quintflöte 22/3′
9. Gedaktflöte 4’
10. Oktave 4’
11. Gedakt 8’
12. Suavial 8’
Tremulant
Jalousie Schwelltitt
Koppeln
43. OW+BW
44. HW+OW
45. HW+RP
46. P+BW
47. P+OW
48. P+HW
49. P+RP
I Rückpositiv C–g3
13. Musette 4’
14. Cromorne 8’
15. Dulzian 16’
16. Zimbel 3 f. 1/2’
17. Mixfur 4 f. 1’
18. Sesquialtera 22/3′+13/5′
19. Flöte 2’
20. Superoktave 2’
21. Rohrflöte 4’
22. Praestant 4’
23. Quintaden 8’
24. Gedakt 8’
25. Prinzipal 8’
III Oberwerk C–g3
26. Clairon 4’
27. Oboe 8’
28. Tromp. harm. 8’
29. Basson 16’
30. Scharf 4 f. 1’
31. Mixtur 4-5 f. 2’
32. Terz 3/5′
33. Quinte 22/3′
34. Waldflöte 2’
35. Superoktave 2’
36. Nachthorn 4’
37. Oktave 4’
38. Unda maris 8’
39. Salizional 8’
40. Rohrflöte 8’
41. Prinzipal 8’
42. Gedасkt 16’
Jalousie Schwelltitt
II Hauptwerk C–g3
50. Prinzipal 16’
51. Quintaden 16’
52. Prinzipal 8’
53. Bordun 8’
54. Offenflöte 8’
55. Oktave 4’
56. Hohlflöte 4’
57. Gemshorn 4’
58. Superoktave 2’
59. Mixtur maj. 5 f. 2’
60. Mixtur min. 5 f. 1’
61. Kornett 5 f. 1’
62. Bombarbe 16’
63. Trompete 8’
64. Clairon 4’
Pedal C–g3
65. Prinzipal bass 32’
66. Prinzipal bass 16’
67. Subbass 16’
68. Gedackt bass 16’
69. Prinzipal 8’
70. Großterz 62/5′
71. Spitzflöte 8’
72. Oktave 4’
73. Flöte 4’
74. Nachthorn 2’
75. Rausch-pfeifen 5 f. 4’
76. Acuta 5 f. 2’
77. Posaune 16’
78. Sordun 16’
79. Zink 8’
80. Dulzian 8’
81. Klarine 4’
  • Банк памяти регистровых комбинаций.
  • Crescendo.
  • Tutti.

Музыка

Директор музыки кафедрального собора — с. Валентина Новаковская (CSA), магистр священной музыки

Главный органист:

  • Марина Омельченко 2004—2005
  • Екатерина Мельникова 2005—2008
  • Анна Ветлугина

Руководитель приходского хора:

  • Анастасия Затолоцкая 2004 (?) — 2008
  • с. Людмила Месникович (CSA)

Известные прихожане

  • Соловьёв, Сергей Михайлович (поэт)

Литература

  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М.: O-Мастеръ, 2001. — С. 88-89. — 701 с. — (Строители России, ХХ век). — ISBN 5-9207-0001-7

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва) - это... Что такое Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва)?

Координаты: 55°46′02″ с. ш. 37°34′17″ в. д. / 55.767222° с. ш. 37.571389° в. д. (G) (O) (Я)55.767222, 37.571389 памятник архитектуры (федеральный)

Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги).

Расположен по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13; ближайшие станции метро — Краснопресненская, Улица 1905 года и Белорусская-кольцевая.

В соборе служатся мессы на русском, польском, корейском, вьетнамском, английском, французском, испанском языках, латыни, а также мессы по армянскому обряду, тридентские мессы, проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник — Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра». С 2009 года в стенах собора проходит образовательный курс Западноевропейская духовная музыка, дающий российским музыкантам знания и навыки в области григорианского хорала и органной импровизации.

История

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Вид на собор осенним днём Собор в 1980 году.

Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 году по проекту архитектора Л. Ф. Даукша.

Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 года.

Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885—1937).

В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному владельцу — Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», храм был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

Вид на собор зимней ночью

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

12 декабря 2009 года в кафедральном соборе торжественно отмечалось десятилетие его повторного освящения[1], а 24 сентября 2011 года - столетие собора[2]

Архитектура

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок — гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа — медаль юбилейного 2000-го года.

Часовня Божьего Милосердия, дарохранительница и алтарь Святых Даров

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов — 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.

Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.

Алтарь

Алтарь собора

В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зелёным мрамором, — место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк.1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором.

В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды — Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

Колокола

Колокола

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

До закрытия собора в 1938 году.

До закрытия собора в 1938 году алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — балюстрадой.

В боковых нефах собора так же стояли скамьи, так как боковые нефы, поначалу, служили как отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин — левый неф предназначался для женщин, правый для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Орган

Орган «Kuhn» в Католическом соборе в Москве

Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.

История органа

Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве — дар Евангелическо-реформатского кафедрального собора «Basel Münster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32', были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.

16 января 2005 года состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органнный концерт дал Заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории — Алексей Паршин.

Диспозиция органа

TH. KUHN AG. MANNEDORF 1955

IV Brustwerk C-g³
1. Schalmei 4’
2. Regal 8’
3. Terzzimbel 3 f. 1/5′
4. Scharf 4f 1’
5. Sifflöte 1’
6. Larigot 11/3′
7. Flageolet 2’
8. Quintflöte 2²/3′
9. Gedaktflöte 4’
10. Oktave 4’
11. Gedakt 8’
12. Suavial 8’
Tremulant
Jalousie Schwelltitt
Koppeln
43. OW+BW IV/III
44. HW+OW III/II
45. HW+RP I/II
46. P+BW
47. P+OW
48. P+HW
49. P+RP
I Rückpositiv C-g³
13. Musette 4’
14. Cromorne 8’
15. Dulzian 16’
16. Zimbel 3 f. 1/2’
17. Mixfur 4 f. 1’
18. Sesquialtera 2²/3′+1³/5′
19. Flöte 2’
20. Superoktave 2’
21. Rohrflöte 4’
22. Praestant 4’
23. Quintaden 8’
24. Gedakt 8’
25. Prinzipal 8’
III Oberwerk C-g³
26. Clairon 4’
27. Oboe 8’
28. Tromp. harm. 8’
29. Basson 16’
30. Scharf 4 f. 1’
31. Mixtur 4-5 f. 2’
32. Terz ³/5′
33. Quinte 2²/3′
34. Waldflöte 2’
35. Superoktave 2’
36. Nachthorn 4’
37. Oktave 4’
38. Unda maris 8’
39. Salizional 8’
40. Rohrflöte 8’
41. Prinzipal 8’
42. Gedackt 16’
Jalousie Schwelltitt
II Hauptwerk C-g³
50. Prinzipal 16’
51. Quintaden 16’
52. Prinzipal 8’
53. Bordun 8’
54. Offenflöte 8’
55. Oktave 4’
56. Hohlflöte 4’
57. Gemshorn 4’
58. Superoktave 2’
59. Mixtur maj. 5 f. 2’
60. Mixtur min. 5 f. 1’
61. Kornett 5 f. 1’
62. Bombarbe 16’
63. Trompete 8’
64. Clairon 4’
Pedal C-g³
65. Prinzipal bass 32’[3]
66. Prinzipal bass 16’
67. Subbass 16’
68. Gedackt bass 16’
69. Prinzipal 8’
70. Großterz 6²/5′
71. Spitzflöte 8’
72. Oktave 4’
73. Flöte 4’
74. Nachthorn 2’
75. Rausch-pfeifen 5 f. 4’
76. Acuta 5 f. 2’
77. Posaune 16’
78. Sordun 16’
79. Zink 8’
80. Dulzian 8’
81. Klarine 4’
  • Банк памяти регистровых комбинаций.
  • Crescendo.
  • Tutti.

Музыка

Директор музыки кафедрального собора — с. Валентина Новаковская (CSA), магистр священной музыки

Главный органист или исполняющий функцию главного органиста:

  • Марина Омельченко 2004—2005
  • Екатерина Мельникова 2005—2008
  • Анна Ветлугина

Руководитель приходского хора:

  • Анастасия Затолоцкая 2004 (?) — 2008
  • с. Людмила Месникович (CSA) 2008 - 2011
  • Людмила Гончарова 2011 г.
  • с. Валентина Новаковская (CSA) - с 2011 г.

См. также

  • Архиепархия Матери Божией

Примечания

  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М.: O-Мастеръ, 2001. — С. 88-89. — 701 с. — (Строители России, ХХ век). — ISBN 5-9207-0001-7

dic.academic.ru

Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской в Москве. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — католический   собор архиепархии Матери Божией в Москве, который возглавляет архиепископом Паоло Пецци. Собор, построенный в неоготическом стиле, является самым большим Римско-католическим храмом  в России, а также является одним из двух католических храмов, действующих в  Москве.   Собор расположен по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 27/13. Богослужения в Церкви  проходят на многих зыках: русском, английском, французском, испанском польском, корейском, вьетнамском и даже на латыни. Кроме того, проводятся тридентские св. Мессы и богослужения по армянскому обряду.

В храме организовали молодежные встречи, катехизацию, музыкальные концерты  в рамках благотворительных мероприятий и много другое. В ведении  Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится библиотека, церковная лавка, редакция  журнала «Католический вестник — Свет Евангелия», офис российского филиала благотворительной христианской организации Caritas и благотворительный фонд «Искусство добра». В соборе проводят обучение  григорианскому  хоралу и импровизации на органе.

История католического собора на Малой Грузинской

История собора начинается с 1894 году, когда  совет Римско-католической церкви св. Петра и Павла попросил  московского губернатора соответствующее разрешение на возведение церкви. Губернатор разрешил строительство  вдалеке от центра Москвы и значимых православных церквей, при этом не позволив возводить  башни и скульптуры снаружи церкви (позже последнее условие ). Строительство собора велось по проекту   Ф. О. Богдановича-Дворжецкого. Согласно проекту, церковь должна быть построена в неоготическом стиле и вмещать  пять тысяч прихожан. Основное строительство велось  с 1901 по 1911 год, а в 1917 году закончились работы по внутренней отделке. Деньги на строительные работы собрали представители польской общины и верующие со всей России.  Всего на возведение собора понадобилось 300 тыс. рублей золотом. 21 декабря 1911 года церковь, которая была в статусе филиальной, освятили и назвали «Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии». А в  1919 году  церковь стала самостоятельным приходом, настоятелем которого стал тридцатичетырехлетний  отец Михал Цакуль. В 1938 году московские власти закрывают храм: его имущество расхищают и делают из церкви общежитие. Вторая мировая война также  не прошла мимо церкви:  бомбардировки разрушили несколько башенок и шпилей. В послевоенное время в 1956 году в церкви разместился НИИ «Мосспецпромпроект», из-за чего здание перепланировали, разделив его на четыре этажа, и изменили его интерьер. В 1989 году диаспора московских поляков «Дом Польский» начала активно  добиваться   возвращения здания храма  Католической Церкви. В начале 1990 года католики организовали приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А восьмого декабря 1990 года, в честь праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус  провел св.Мессу у входа в храм с разрешения властей. Периодическое проведение богослужений началось  с седьмого июня 1991 года, а в 1996 году, после долгих разбирательств с руководством института, занимавшего помещение храма,  здание передали Католической Церкви.

Несколько лет храм реставрировали и восстанавливали. И двенадцатого декабря 1999 года госсекретарь Ватикана кардинал Анджело Содано освятил обновленный  Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Весной 2002 года собор участвовал в  молитве на Розарии с ныне блаженным папой Иоанном Павлом II и католиками из разных стран благодаря организованному телемосту

Двенадцатого декабря 2009 года Собор отпраздновал десятилетие обновления, а двадцать четвертого сентября 2011 года тожественно было отмечено 100-летие Храма.

Расписание Богослужений католического собора на Малой Грузинской

ВОКРЕСНЫЕ МЕССЫ БУДНИЕ ДНИ
Суббота, Мессы навечерия: 18:00 на латинском (Novus Ordo), 19:00 на русском

Воскресенье:

8:30 на польском языке 10:00 - Св. Месса на русском языке. Сумма.

по первым воскресеньям месяца - поклонение Пресвятым Дарам и Евхаристическая Процессия

10:00 - Божественная Литургия восточного обряда на украинском языке (часовня рядом с Собором) 10:00 - Св. Месса на корейском языке (часовня в крипте)

11:45 - Св. Месса на русском языке. Проповедь для детей. (Во время летних каникул Месса не служится) 

12:15 - Св. Месса на французском и английском языках (часовня в крипте) 13:00 - Св. Месса на польском языке 14:30 - Св. Месса на испанском языке 15:00 - Св. Месса на английском языке (часовня в крипте) 15:30 – Литургия армянского обряда 17:00 - Святая Месса по экстраординарной форме Римского обряда (часовня в крипте) 

17:30 - Св. Месса на русском языке

Понедельник: 7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди) 8:30 - Св. Месса на русском языке 18:00 - Св. Месса на польском языке 19:00 - Св. Месса на русском языке.

Вторник:

7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди) 8:30 - Св. Месса на русском языке 18:00 - Св. Месса на польском языке 19:00 - Св. Месса на русском языке, после Мессы - поклонение Пресвятым Дарам.

Среда:

7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди) 8:30 - Св. Месса на русском языке 18:00 - Св. Месса на русском языке

Четверг:

7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди) 8:30 - Св. Месса на русском языке 18:00 - Св. Месса на польском языке 19:00 - Св. Месса на русском языке 

Пятница:

7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди) 8:30 - Св. Месса на русском языке 19:00 - Св. Месса на русском языке

Суббота:

7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди) 8:30 - Св. Месса на русском языке

11:00 - Божественная Литургия синодального обряда на церковно-славянском языке (Часовня рядом с Собором)

ИНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕСВЯТЫМ ДАРАМПонедельник–субботаС 8:45 до 11:00. ВторникС 8.45 до 18.00 и с 20.00 до 21.00 Пятница

В 18.00 или после общей Вечерни

НОВЕННА К МАТЕРИ БОЖЬЕЙ ПОМОЩНИЦЕ ХРИСТИАНСреда 17:30

ВЕЧЕРНЯПятница 18:00

www.katolik.ru


Смотрите также

Будем вам благодарны если вы расскажете о нас друзьям:

Оставляйте комментарии, не стесняйтесь, все для Вас!