Процесс развития индивида от зачатия до смерти называется


2. Методы анатомического исследования.

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome — рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros — большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros — малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos — ткань) — учение о тканях и цитология (от греч. kytos — клетка) — наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

3. Основные этапы индивидуального развития человеческого организма. Начальные стадии

эмбриогенеза человека. Критические периоды развития зародыша.

Для понимания индивидуальных особенностей строения тела человека необходимо познакомиться с развитием челове­ческого организма во внутриутробном периоде. Каждый чело­век имеет индивидуальные особенности внешнего облика и внутреннего строения, наличие которых определяется двумя факторами. Прежде всего это наследственность — черты, унас­ледованные от родителей, а также результат влияния внешней среды, в которой человек растет, развивается, учится, работает.

Индивидуальное развитие, или развитие в онтогенезе, проис­ходит во все периоды жизни — от зачатия до смерти. В онто­генезе человека выделяют два периода: до рождения (внутриутробный, пренатальный; от греч. natos — рожденный) и после рождения (внеутробный, постнатальный). Во внутриутробном периоде, от зачатия и до рождения, заро­дыш (эмбрион) располагается в теле матери. В течение первых 8 нед происходят основные процессы формирования органов, частей тела. Этот период называется эмбриональным, а организм будущего человека — эмбрион (зародыш). Начиная с 9-й недели, когда уже начали обозначаться основные внешние человеческие черты, организм называют плодом, а период — плодным.

После оплодотворения (слияние сперматозоида и яйцеклет­ки), которое происходит обычно в маточной трубе, слившиеся половые клетки образуют одноклеточный зародыш — зиготу, обладающую всеми свойствами обеих половых клеток. С этого момента начинается развитие нового (дочернего) организма.

Первая неделя развития зародыша — это период дробления (деления) зиготы на дочерние клетки. В течение пер вых 3—4 дней зигота делится и одновременно продвигается по маточной трубе в сторону полости матки. В результате деления зиготы образуется многоклеточный пузырек — бластула с по­лостью внутри (от греч. blastos — росток). Стенки этого пузырь­ка состоят из клеток двух видов: крупных и мелких. Из наруж­ного слоя мелких светлых клеток формируются стенки пузырь­ка — трофобласт. В дальнейшем клетки трофобласта образуют внешний слой оболочек зародыша. Более крупные темные клет­ки (б л а с т о м е р ы) образуют скопление — эмбриобласт (за­родышевый узелок, зачаток зародыша), который располагается кнутри от трофобласта. Из этого скопления клеток (эмбрио- бласта) развиваются зародыш и прилежащие к нему внезароды- шевые структуры (кроме трофобласта). Между поверхностным слоем (трофобластом) и зародышевым узелком скапливается небольшое количество жидкости.

К концу 1-й недели развития (6—7-й день беременности) заро­дыш внедряется (имплантируется) в слизистую оболочку матки. Поверхностные клетки зародыша, образующие пузырек — тро­фобласт (от греч. trophe — питание, trophicus — трофический, пи­тающий), выделяют фермент, разрыхляющий поверхностный слой слизистой оболочки матки. Последняя уже подготовлена к внедрению в нее зародыша. К моменту овуляции (выделение яйцеклетки из яичника) слизистая оболочка матки становится толще (до 8 мм). В ней разрастаются маточные железы и крове­носные сосуды. На трофобласте появляются многочисленные вы­росты — ворсинки, что увеличивает поверхность его соприкосно­вения с тканями слизистой оболочки матки. Трофобласт превра­щается в питательную оболочку зародыша, которая получила на­звание ворсинчатой оболочки, или хориона. Вна­чале хорион имеет ворсинки со всех сторон, затем эти ворсинки сохраняются только на стороне, обращенной к стенке матки. В этом месте из хориона и прилежащей к нему слизистой оболоч­ки матки развивается новый орган — плацента (детское место). Плацента — это орган, который связывает материнский организм с зародышем и обеспечивает его питание.

Вторая неделя развития зародыша — это стадия, когда клетки эмбриобласта разделяются на два слоя (две пластинки), из кото­рых образуется два пузырька. Из наружного слоя клеток, приле­жащих к трофобласту, образуется эктобластический (амниоти- ческий) пузырек, заполненный амниотической жидкостью. Из внутреннего слоя клеток зародышевого узелка эмбриобласта формируется эндобластический (желточный) пузырек. Закладка («тело») зародыша находится там, где амниотический пузырек соприкасается с желточным (рис. 24). В этот период зародыш представляет собой двухслойный щиток, состоящий из двух за­родышевых листков: наружного — эктодермы (от греч. 6ktos — вне, derma — кожа) и внутреннего — энтодермы (от греч. ёп- tos — внутри). Эктодерма обращена в сторону амниотического пузырька, а энтодерма прилежит к желточному пузырьку. На этой стадии можно определить поверхности зародыша. Дорсаль­ная поверхность прилежит к амниотическому пузырьку, а вент­ральная — к желточному. Полость трофобласта вокруг амниоти- ческого и желточного пузырьков рыхло заполнена тяжами кле­ток внезародышевой мезенхимы. К концу 2-й недели длина за­родыша составляет всего 1,5 мм. В этот период зародышевый щиток в своей задней (каудальной) части утолщается. Здесь в дальнейшем начинают развиваться осевые органы (хорда, нерв­ная трубка).

Третья неделя развития зародыша — период образования трехслойного щитка. Клетки наружного, эктодермального, листка зародышевого щитка смещаются к заднему его концу, в результате чего образуется валик, вытянутый в направлении оси зародыша. Этот клеточный тяж получил название первичной по­лоски. В головной (передней) части первичной полоски клетки растут и размножаются быстрее, в результате чего образуется небольшое возвышение — первичный узелок (узелок Гензена). Первичная полоска определяет двустороннюю симметрию тела зародыша, т.е. его правую и левую стороны. Место первичного узелка указывает на краниальный (головной) конец тела заро­дыша.

В результате быстрого роста первичной полоски и первично­го узелка, клетки которых прорастают в стороны между экто­дермой и энтодермой, образуется средний зародышевой лис­ток — мезодерма. Клетки мезодермы, расположенные между листками щитка, называются внутризародышевой мезодермой, а выселившиеся за его пределы — в н е з а- родышевой мезодермой.

Часть клеток мезодермы в пределах первичного узелка осо­бенно активно растет вперед, образуя головной (хордальный) отросток. Этот отросток проникает между наружным и внутрен­ним листками от головного до хвостового конца зародыша и об­разует клеточный тяж — спинную струну (хорду). Головная (кра­ниальная) часть зародыша растет быстрее, чем хвостовая (кау- дальная), которая вместе с областью первичного бугорка как бы отступает назад. В конце 3-й недели кпереди от первичного бу­горка в наружном зародышевом листке выделяется продольная полоска активно растущих клеток — нервная пластинка. Эта пластинка вскоре прогибается, образуя продольную борозду — нервную бороздку. По мере углубления бороздки ее края утол­щаются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нерв­ную бороздку в нервную трубку. В дальнейшем из нервной труб­ки развивается вся нервная система. Эктодерма смыкается над образовавшейся нервной трубкой и теряет с ней связь.

В этот же период из задней части внутреннего (энтодермаль- ного) листка зародышевого щитка во внезародышевую мезенхи­му (в так называемую амниотическую ножку) проникает паль­цевидный вырост — аллантоис, который у человека определен­ных функций не выполняет. По ходу аллантоиса от зародыша через амниотическую ножку к ворсинкам хориона прорастают кровеносные пупочные (плацентарные) сосуды. Содержащий кровеносные сосуды тяж, соединяющий зародыш с внезароды- шевыми оболочками (плацентой), образует брюшной стебелек. Таким образом, к концу 3-й недели зародыш человека имеет вид трехслойного щитка. В области наружного зародышевого листка видна нервная трубка, а глубже — спинная струна, т.е. появляются осевые органы зародыша человека.

Четвертая неделя развития зародыша является периодом, когда зародыш, имеющий вид трехслойного щитка, начинает изгибаться в поперечном и продольном направлениях. Зароды­шевой щиток становится выпуклым, а его края отграничивают­ся от амниона глубокой бороздой — туловищной складкой. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемное, экзо­дерма покрывает тело зародыша со всех сторон.

Энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша, свертывает­ся в трубку и образует эмбриональный зачаток будущей кишки. Узкое отверстие, посредством которого эмбриональная кишка сообщается с желточным мешочком, в дальнейшем превращает­ся в пупочное кольцо. Из энтодермы формируются эпителий и железы пищеварительного тракта и дыхательных путей. Из эк­тодермы образуются нервная система, эпидермис кожи и ее производные, эпителиальная выстилка полости рта, анального отдела прямой кишки, влагалища. Мезодерма дает начало внут­ренним органам (кроме производных энтодермы), сердечно-со­судистой системе, органам опорно-двигательного аппарата (кости, суставы, мышцы), собственно коже.

Эмбриональная (первичная) кишка вначале замкнута спере­ди и сзади. В переднем и заднем концах тела зародыша появля­ются впячивания эктодермы — ротовая ямка (будущая полость рта) и анальная (заднепроходная) ямка. Между полостью пер­вичной кишки и ротовой ямкой имеется двухслойная (эктодер­ма и энтодерма) передняя (ротоглоточная) пластинка (мембра­на), между кишкой и заднепроходной ямкой — клоакальная (заднепроходная) пластинка (мембрана), также двухслойная. Передняя (ротоглоточная) мембрана прорывается на 4-й неделе развития. На 3-м месяце прорывается задняя (заднепроходная) мембрана.

В результате изгибания тело зародыша оказывается окру­женным содержимым амниона — амниотической жидкостью, которая выполняет роль защитной среды, предохраняющей за­родыш от повреждений, в первую очередь механических (сотря­сения). Желточный мешок отстает в росте и на 2-м месяце внут­риутробного развития имеет вид небольшого мешочка, а затем полностью редуцируется. Брюшной стебелек удлиняется, стано­вится относительно тонким и в дальнейшем получает название пупочного канатика.

В течение 4-й недели продолжается начавшаяся в конце 3-й недели развития зародыша дифференцировка его мезодермы. Дорсальная часть мезодермы, расположенная по бокам от хорды, образует парные выступы — сомиты. Сомиты сегменти­руются, т.е. делятся на метамерно расположенные участки. По­этому дорсальную часть мезодермы называют сегментирован­ной. Сегментация сомитов происходит постепенно в направле­нии спереди назад. На 20-й день образуется 3-я пара сомитов, к 30-му дню их уже 30, а на 35-й день — 43—44 пары. Вентральная часть мезодермы на сег­менты не подразделена, а представлена с каждой стороны двумя пластин­ками (не сегментиро­ванная часть мезодер­мы). Медиальная (вис- церал ьная) пласти н ка прилежит к энтодерме (первичной кишке) и называется спланхноплеврой, латеральная (наружная) — к стенке тела зародыша, к эктодерме, и получила название соматоплевры (рис. 25). Из спланхно- и соматоплевры развиваются эпителиальный покров серозных оболочек (мезоте- лий), а также собственная пластинка серозных оболочек и под- серозная основа. Мезенхима спланхноплевры идет также на по­строение всех слоев пищеварительной трубки, кроме эпителия и желез, которые формируются из энтодермы. Энтодерма дает на­чало железам пищевода, желудка, печени с желчевыводящими путями, железистой ткани поджелудочной железы, эпителиаль­ному покрову и железам органов дыхания. Пространство между пластинками несегментированной части мезодермы превраща­ется в полость тела зародыша, которая подразделяется на брюш­ную, плевральную и перикардиальную полости.

Мезодерма на границе между сомитами и спланхноплеврой образует иефротомы (сегментарные ножки), из которых развива­ются канальцы первичной почки. Из дорсальной части мезодер­мы — сомитов — образуется три зачатка. Вентромедиальный участок сомитов — склеротом — идет на построение скелетоген- ной ткани, дающей начало костям и хрящам осевого скелета — позвоночника. Латеральнее его лежит миотом, из которого раз­вивается исчерченная скелетная мускулатура. В дорсолатераль- ной части сомита находится дерматом, из его ткани образуется соединительнотканная основа кожи — дерма.

На 4-й неделе в головном отделе на каждой стороне зароды­ша из эктодермы формируются зачатки внутреннего уха (йнача- ле слуховые ямки, затем слуховые пузырьки) и будущий хруста лик глаза, который располагается над боковым выпячиванием головного мозга — глазным пузырем. В это же время преобразовываются висцераль­ные отделы головы, группирующиеся вокруг ротовой бухты в виде лобного и верхнечелюстных отростков. Кау- дальнее этих отростков видны конту­ры нижнечелюстной и подъязычной (гиоидной) висцеральных дуг.

На передней поверхности тулови­ща зародыша выделяются сердечный, а за ним печеночный бугры. Углубле­ние между этими буграми указывает на место образования по­перечной перегородки — одного из зачатков диафрагмы.

Каудальнее печеночного бугра находится брюшной стебе­лек, включающий крупные кровеносные сосуды и соединяю­щий эмбрион с плацентой (пупочный канатик).

Период с 5-й по 8-ю неделю развития эмбриона — период развития органов (органогенез) и тканей (гистогенез). Это пе­риод раннего развития сердца, легких, усложнения строения кишечной трубки, формирования висцеральных и жаберных дуг, образования капсул органов чувств. Нервная трубка пол­ностью замыкается и расширяется в головном отделе (будущий головной мозг). В возрасте около 31—32 дней (5-я неделя, длина зародыша 7,5 см) на уровне нижних шейных и I грудно­го сегментов тела появляются плавникоподобные зачатки (почки) рук. К 40-му дню образуются зачатки ног (на уровне нижних поясничных и верхних крестцовых сегментов).

На 6-й неделе заметны закладки наружного уха, с конца 6— 7-й недели — пальцев рук, а затем ног (рис. 26).

К концу 7-й недели начинают формироваться веки. Благодаря этому глаза обрисовываются более четко. На 8-й неделе заканчи­вается закладка органов зародыша. С 9-й недели, т.е. с начала III месяца, зародыш принимает вид человека и называется плодом.

Начиная с III месяца и в течение всего плодного периода происходят рост и дальнейшее развитие образовавшихся орга­нов и частей тела. В это же время начинается дифференцировка наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах. С конца V месяца становятся заметными брови и ресницы. На VII месяце открываются веки, начинает накапливаться жир в подкожной клетчатке. На X месяце плод рождается. Возрастные особенности развития отдельных органов и систем органов из­лагаются в соответствующих разделах учебника.

studfiles.net

лекция 3

Лекция №3 Онтогенез

1. Гаметогенез

2. Эмбриональный период

3. Постэмбриональный период

Онтогенез – индивидуальное развитие организма от зиготы до биологической смерти. Прогенез – период до онтогенеза, включает гаметогенез и оплодотворение. Филогенез – эволюционное развитие вида.

Для человека характерно половое размножение, оно характеризуется: наличием половых желез, половых клеток, процессом оплодотворения, половым диморфизмом.

Гаметогенез – процесс образования половых клеток, овогенез – созревание яйцеклеток, сперматогенез – сперматозоидов. Гаметогенез происходит в половых железах организма. Гаметы образуются из клеток зачаточного эпителия, которые закладываются в эмбриональный период развития организма.

В процессе образования половые клетки – проходят три стадии:

1. Период размножения (клетки зачаточного эпителия делятся митозом);

2. Период роста;

3. Период созревания, клетки делятся мейозом, в результате, чего образуются гаметы (рис. 5).

Рис. 5. Деление половых клеток

Сперматозоиды созревают в семенных канальцев семенников. Между семенными канальцами расположена интерстициальная ткань, продуцирующая мужской половой гормон – тестостерон. Мужские половые гормоны – андрогены, регулируют детородную функцию, гаметогенез, формирование вторичных половых признаков. Сперматозоиды созревают 70 дней. В семенных канальцах находятся гаметы на разных стадиях созревания. В 5мл. семенной жидкости у человека содержится 12 млн. сперматозоидов. Они заряжены отрицательно, заряд препятствует их слипанию. Большое количество мужских гамет биологически целесообразно, уменьшение их численности на 40%, делает процесс оплодотворения не возможным. Сперматозоиды это мелкие подвижные клетки, состоят из головки, шейки, хвоста. На головке находится акросома, видоизмененная лизосома, в ней содержатся ферменты, растворяющие оболочку яйцеклетки при оплодотворении. Продолжительность жизни от 6 до 72 часов.

Овогенез начинается в эмбриональный период развития женского организма. На стадии профазы первого деления мейоза, когда происходит конъюгация и кроссинговер, наступает временная пауза. Дальнейшее развитие яйцеклетки возобновляется в период полового созревания девочки. Под действием женских половых гормонов – эстрогенов, вокруг ооцита первого порядка образуется фолликул, клеточный пузырек, защищающий и питающий клетку.

По мере созревания фолликул продвигается к краю яичника и затем лопается, эту стадию развития яйцеклетки называю яичниковой или фолликулярной, она продолжается 12 дней. Разрыв фолликула выход яйцеклетки из яичника в брюшную полость называют – овуляция.

После овуляции возможно оплодотворение. Женская гамета захватывается бахромками маточной трубы. С помощью реснитчатого эпителия она продвигается в матку, маточная стадии продолжается 12-14 дней. К этому времени под действием женских половых гормонов, эпителий матки разрыхляется. Если оплодотворение не произошло, эпителий и яйцеклетки выводятся из организма, в результате сокращения гладкой мускулатуры стенок матки. Этот процесс называется мензис, он длится 3-4 дня. Таким образом, время от начала образования фолликула и до наступления мензиса составляет 20-30 дней и называется овариально-менструальный цикл (рис. 6).

Рис. 6. Овуляция и имплантация яйцеклетки в матку

Он включает яичниковую стадию, маточную и мензис. В течение овариально-менструального цикла перестраивается вся репродуктивная система женщины, меняется качественный и количественный состав гормонов, изменяется работоспособность, сила гибкость, выносливость. Физиологические изменения женского организма учитываются при организации тренировочного процесса.

Оплодотворение – это слияние яйцеклетки и сперматозоида. Различают три этапа оплодотворения:

1) акросомальная реакция (20 секунд) – растворение оболочки яйцеклетки ферментами акросомы и проникновение сперматозоида в яйцеклетку. Считают, что в яйцеклетку проникает тот сперматозоид, который создает на мембране яйцеклетки наибольший потенциал проникновения (возбуждение);

2) временная пауза – в яйцеклетке не происходит видимых изменений, усиливается обмен веществ;

3) слияние ядер яйцеклетки и сперматозоида, восстановление диплоидного набора хромосом.

Оплодотворение происходит в верхней трети маточной трубы. Оплодотворенная яйцеклетка называется зиготой. С образованием зиготы начинается онтогенез человека.

2. Онтогенез человека включает два этапа: эмбриональный и постэмбриональный.

Эмбриональный этап развития продолжается от зиготы до рождения. Включает стадии: зиготы, бластулы, гаструлы, гистогенеза, органогенеза.

Зигота – многократно делится митозом, в результате чего образуется многоклеточный однослойный зародыш – бластула. Бластула не увеличивается в размерах, так как в это время она находится в маточной трубе и должна свободно продвигаться в матку. На шестой день она попадает в матку и прикрепляется к ее стенке, погружаясь в разрыхленный эпителий. Это процесс называется имплантация. Зародыш продолжает развиваться и становится двух, затем трехслойным. На этом этапе развития его называют гаструлой. В результате образуется три зародышевых листка: эктодерма, эндодерма, мезодерма. Из зародышевых систем образуются ткани и органы.

Таким образом: бластула – однослойный зародыш, гаструла – двух и трехслойный зародыш. Гистогенез – закладка тканей из зародышевых листков. Органогенез – закладка органов. В возрасте 8 недель масса зародыша человека составляет 4 г, размер 5мм. К этому времени у него произошли формообразовательные процессы, он приобрел контуры человеческого тела. После восьми недель беременности зародыш человек называют плод.

В процессе развития эмбриона человека формируются провизорные органы, которые после рождения утрачивают свои функции. К провизорным органам относятся: зародышевые оболочки, хорион, амнион и плацента, пупочный канатик. Плацента обеспечивает тесный контакт капилляров ребенка и матери. Развивающийся организм получает через плаценту питательные вещества, кислород, антитела, выводит продукты обмена. Плацента выполняет барьерную функцию, защищает эмбрион от микроорганизмов, некоторых лекарств и токсинов (рис. 7).

Рис. 7. Плацента

1 – матка; 2 – амнион; 3 – эмбрион; 4 – околоплодные воды; 5 – плацента; 6 – капилляры плаценты; 7 – вены; 8 – артерии

Тонкие механизмы формирования органов и тканей ребенка могут быть нарушены при воздействии, ядовитых, наркотических веществ, алкоголя, никотина, содержащихся в крови матери. Нарушения эмбрионального развития человека называются врожденными уродствами и пороками развития. К ним относятся: «волчья пасть» (отсутствие верхнего неба), «заячья губа» (несрастание верхнечелюстных костей), полидактилия (лишние пальцы), синдактилия (сросшиеся пальцы). Неблагоприятные факторы среды, вызывающие врожденные пороки развития называются тератогенными (вызывающие уродства) (рис. 8).

Рис. 8. Факторы среды влияющие на развитие организма человека

Эмбриональный период развития человека длится 36 недель.

3. Период после рождения и до биологической смерти называется постэмбриональным. Он включает ювенильный, пубертатный периоды развития и старение.

Ювенильный – период до полового созревания. Пубертатный – период половой зрелости.

В спортивной практике, физиологии, педагогике, психологии, используется следующая возрастная периодизация постэмбрионального онтогенеза человека.

В период от 1 до 10 дней ребенок называется новорожденный;

С 10 дней до 1 года – грудной;

с 1 года до трех – период раннего детства;

с 4 до 7 лет – первое детство;

с 8 лет до 12 у девочек, и до 13 у мальчиков второе детство;

с 12 лет до 15 у девочек и с 13 до 16 у мальчиков – подростки;

17-21 (юноши), 16-20 лет (девушки) – юношеский возраст;

20-55 у женщин и 21-60 у мужчин период половой зрелости (пубертат);

от 55 и 60 до 70 – пожилые люди;

от 70 до 90 старики;

более 90 долгожители.

В онтогенезе человека существуют сенситивные и критические периоды.

Критические периоды характеризуются повышенной активностью отдельных генов и их комплексов, контролирующих развитие, каких либо признаков организма. В эти периоды происходит значительная перестройка регуляторных процессов, качественный и количественный скачок в развитии отдельных органов и функциональных систем. В эти периоды организм наиболее чувствителен к воздействию факторов окружающей среды. Критическими периодами онтогенеза считают имплантацию, плацентацию, закладку осевых органов, нервной и кишечной трубки, хорды, формирование сердца и другие.

Если женщина заболеет краснухой между 3-й и 9-й неделями беременности, то возникает риск развития у плода таких пороков, как порок сердца, катаракта, глухота. В другие сроки краснуха не вызывает пороков развития плода.

Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренерским. Так сенситивный период проявления различных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14 лет и к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень, когда возможны высокие спортивные достижения. Сходная картина наблюдается в онтогенезе и для проявления качества ловкости и гибкости.

Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов имеет важное практическое значение, так как в сенситивные периоды обеспечивается наибольший тренировочный эффект.

7

studfiles.net

Начальные этапы развития организма [1977 - - Анатомия человека. Учебник для техникумов физической культуры]

Организм человека, как и всех многоклеточных животных, развивается по плану, более или менее общему для всех позвоночных. Индивидуальное развитие человека от момента его зарождения до смерти называется онтогенезом. Его схематично можно разделить на два больших периода - внутриутробный и внеутробный, границу между которыми определяет момент рождения.

Внутриутробный, или пренатальный, период (natus - роды) протекает внутри материнского организма от момента оплодотворения клетки до формирования организма, способного к самостоятельной жизни. Продолжительность этого периода определяется сроком 9 месяцев (40 недель).

Внутриутробный период, в свою очередь, разделяется на эмбриональный период (эмбрион - зародыш), охватывающий первые 2-3 месяца, в течение которых происходит закладка органов, и фетальный период - период развития плода - от 3 - 4-го месяца до момента рождения, когда дифференцируются ткани и формируются органы. Процесс образования тканей называется гистогенезом, а органов - органогенезом.

Внеутробный, или постанатальный, период происходит вне материнского организма от момента рождения до смерти. Его продолжительность определяется 100 годами и более. Средняя продолжительность жизни в СССР считается около 70 лет, что в 2 раза превышает продолжительность жизни человека в царской России.

Внеутробный период развития организма человека разделяется, в свою очередь, на отдельные, хотя и не резко очерченные периоды со своими специфическими особенностями в росте, развитии, дифференцировке и формообразовании органов. Разделение внеутробного периода на отдельные отрезки получило название возрастной периодизации. Предложено значительное число классификаций этого периода. Возрастной периодизации был посвящен специальный симпозиум (1966 г.), и тем не менее единства в этом вопросе еще нет. Наиболее приемлемой для практической деятельности педагогов по физическому воспитанию является следующая схема возрастной периодизации:

1. Новорожденные - до 10 дней.

2. Грудной возраст - от 10 дней до 1 года.

3. Преддошкольный, ясельный, возраст (раннее детство) - от 1года до 3 лет.

4. Дошкольный возраст (первое детство.) - от 3 до 7 лет.

5. Школьный возраст - от 7 до 18 лет:

а) младший школьный возраст (второе детство): мальчики - 7-12 лет, девочки - 7-11 лет;

б) средний школьный возраст (подростковый): мальчики - 13-16 лет, девочки - 12-15 лет;

в) старший школьный возраст (юношеский): юноши - 17-18 лет, девушки - 16-18 лет.

6. Взрослые:

а) молодой возраст: мужчины - 19-30 лет, женщины - 19-25 лет;

б) средний возраст: мужчины - от 31 года до 60 лет (1-я группа - 31-40 лет, 2-я группа - 41-50 лет, 3-я группа - 51 - 60 лет), женщины - от 26 до 55 лет (1-я группа - 26-35 лет, 2-я группа - 36-45 лет, 3-я группа - 46-55 лет);

в) старший возраст: мужчины от 61 года до 90 лет (1-я группа - 61 - 75 лет, 2-я группа 76 - 90 лет), женщины - от 56 до 90 лет (1-я группа - 56 - 70 лет, 2-я группа - 71 - 90 лет).

7. Долгожители - 90 лет и старше.

Развитие органов в онтогенезе происходит неодинаково. Одни из них закладываются раньше, другие позже; одни развиваются быстрее, другие медленнее. Следует указать, что во внутриутробном периоде темпы роста значительно выше, чем после рождения. Так, вес тела новорожденного в 32 000 000 раз больше веса оплодотворенного яйца-зиготы, а вес взрослого лишь в 20-25 раз превосходит вес новорожденного. Вес печени у новорожденного составляет 1/20 веса тела, а у взрослого - 1/50.

Если в пренатальном периоде усиленно растет верхняя половина тела, особенно голова, то после рождения - конечности: голова увеличивается после рождения лишь в 2 раза, туловище в 3 раза, верхние конечности в 4 раза, а нижние конечности в 5 раз. Даже части одного и того же органа (доли мозга, печени), части отдельных звеньев тела (плечо, кисть, бедро, стопа) растут неравномерно.

Все это приводит к изменению не только строения, но и размеров, формы, расположения органов и, естественно, изменяет внешние формы и пропорции (соотношение размеров) тела человека.

Наука о ранних стадиях развития зародыша называется эмбриологией, а сам процесс развития эмбриогенезом.

У человека развитие зародыша происходит очень сложно, так как вместе с органами и тканями зародыша образуются внезародышевые органы: детское место-плацента, оболочки, одевающие зародыш, и другие образования, обеспечивающие его развитие в полости матки и питание за счет материнского организма. (Наиболее Просто эти процессы происходят у ланцетника, представителя позвоночных животных, развитие которого осуществляется в водной среде без образования дополнительных внезародышевых органов).

В сложном периоде развития зародыша можно отметить три процесса:

1) процесс усиленного размножения клеток: все бесчисленное множество клеток в организме (а их число определяется 1015) происходит из одной оплодотворенной клетки;

2) процесс дифференцировки клеток, состоящий в изменении строения и функции клеток, обеспечивающих различия между однородными клетками, функциональную и морфологическую специализацию их, которая происходит под влиянием внешних и внутренних факторов, в частности взаимодействия клеток друг с другом;

3) процесс, сопровождающийся перемещением клеток внутри зародыша, что приводит к новым межклеточным взаимодействиям, появлению у клеток новых свойств и новых типов.

Естественно, эти процессы связаны между собой. На каждом этапе развития все они обычно имеют место, однако одни из них превалируют над другими. Так, увеличение клеток особенно выражено в первые фазы развития зародыша, хотя наблюдается и дифференцировка их. В развитии зародыша выделяют несколько периодов:

1) период одноклеточного зародыша - оплодотворение и образование одной оплодотворенной клетки;

2) период дробления;

3) период гаструляции - образование зародышевых листков, закладка тканей и органов;

4) период развития тканей и органов.

Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток в одну оплодотворенную клетку. Мужская половая клетка (сперматозоид) вырабатывается в мужской половой железе - яичке, а женская половая клетка (яйцеклетка) - в женской половой железе - яичнике. Оплодотворение обычно происходит в матке или маточных трубах, которые относятся к внутренним половым органам. Причем, несмотря на то что яйцеклетку окружают несколько сперматозоидов, оплодотворяет ее лишь один.

Оплодотворенная клетка - это качественно новое образование, содержащее наследственные признаки от материнской и отцовской клеток. Она характеризуется повышенным обменом веществ, усиленными процессами синтеза белка. Показано, что окислительные процессы в ней увеличены в 70-80 раз по сравнению с обычной клеткой.

Дробление, или процесс разделения, оплодотворенной клетки на отдельные клетки начинается очень быстро после оплодотворения. От обычного кариокинетического деления дробление отличается тем, что образовавшиеся при дроблении клетки не отходят друг от друга, а остаются связанными между собой. Они не достигают величины материнских, а являются более мелкими.

В процессе дробления возникает 2, 4, 8, 16, 32 и т. д. клеток. Приблизительно после 7-8 дроблений этот процесс прекращается, и зародыш представляется плотным комочком клеток, по форме напоминающим ягоду малины или шелковицы. В дальнейшем внутри этих клеток скапливается жидкость, клетки оттесняются к периферии, возникает пузырек, стенка которого состоит из одного слоя клеток, - стадия однослойного зародыша (рис. 21).

Рис. 21. Стадии развития ланцетника: I - ядро (оплодотворенное); II, III, IV - начальные стадии дробления яйца; V - морула; VI - бластула; VII, VIII, IX - развитие гаструлы (образование двухслойного зародыша); X, XI, XII - формирование зародышевых листков и закладка органов; XIII - продольный разрез зародыша; XIV - поперечный разрез зародыша; 1 - полость бластулы; 2 - эктодерма, 3 - энтодерма; 4 - полость гаструлы; 5 - нервная пластинка и нервная трубка; 6 - мезодерма с сомитами; 7 - спинная струна; 8 - спланхнотом; 9 - кишка

Период гаструляции состоит в миграции (переселении) клеток из одних частей зародыша в другие, втягивании стенки пузырька внутрь. От неравномерного роста отдельных его частей в результате образуется двуслойный, а затем трехслойный зародыш. Из наружного слоя клеток образовавшегося зародыша формируется наружный зародышевый листок - эктодерма, из внутреннего слоя- внутренний зародышевый листок - энтодерма. Слой клеток, расположенный между ними, дает начало среднему зародышевому листку - мезодерме, в том числе и зародышевой соединительной ткани - мезенхиме. При этом форма зародыша из округлой становится вытянутой, овальной.

Из этих трех зародышевых листков развиваются все ткани и органы. Закладка и образование их происходит в конце периода гаструляции. На спинной стороне зародыша из наружного зародышевого листка образуется нервная трубка, из которой развивается нервная система. Под ней из внутреннего зародышевого листка возникают спинная струна (хорда) - признак, характеризующий всех хордовых животных, и первичная кишка, дающая начало системе органов пищеварения и дыхания.

Средний зародышевой листок разделяется на три части дерматом, формирующий соединительнотканную часть кожи, склеротом, из которого образуется скелет, и миотом, дающий начало скелетным мышцам. Из мезодермы развивается также эпителий почек и половых желез, эпителий, покрывающий серозные оболочки, из мезенхимы - зародышевой соединительной ткани - развиваются кровь, лимфа, сосуды, гладкая мышечная ткань и др. На последующих этапах развития происходит дифференцировка и совершенствование структуры и функции органов.

anfiz.ru

Презентация: Индивидуальное развитие человека или онтогенез

Категории

  В данной презентации раскрывается понятие онтогенеза, или как его еще называют индивидуальное развитие человека, которое происходит от зачатия до смерти.

Цель презентации – объяснить понятие онтогенез, рассмотреть его свойства и понятия связанные с ним.

В узком смысле онтогенез представляет собой индивидуальное и обособленное от других развитие человека. В широком смысле это понятие подразумевает процесс всей жизни организма – с момента оплодотворения яйцеклетки до наступления смерти. Онтогенез состоит из двух этапов – эмбриональный и постэмбриональный. Эмбриональный это период вынашивания ребенка, постэмбриональный – жизнь с момента рождения и до момента смерти индивида. Говорится о науке изучающей процесс и историю его развития, все стадии онтогенеза, представлен изображения эмбриона на каждом этапе развития.  

  • Дата создания материала: 22 Января 2013 г.
  • Слайды: 18 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 22 Января 2013 г.
  • Размер презентации: 429 Кб
  • Тип файла презентации: .rar
  • Скачана: 1776 раз
  • Последний раз скачана: 21 Ноября 2017 г., в 20:58
  • Просмотров: 6261 просмотр
Скачать презентацию
 

pwpt.ru


Смотрите также

Будем вам благодарны если вы расскажете о нас друзьям:

Оставляйте комментарии, не стесняйтесь, все для Вас!