Ребенок от зачатия до года цареградская


Читать онлайн "Ребенок от зачатия до года" автора Царегерадская Жанна Владимировна - RuLit - Страница 1

 Ж. В. Цареградская

 Ребенок от зачатия до года

 Универсальное пособие

 Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

 Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

 Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

 Об авторе

 Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

 Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990—1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

 Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна — автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать — дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

 11152, Москва, а/я № 27 или e-mail [email protected]

 Вводная часть

 Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

 К.Д. Ушинский

 Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

 Развитие ребенка до рождения

 Беременность

 Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность — это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

 Беременность длится примерно десять лунных месяцев, или 280 дней. Каждый лунный, или акушерский, месяц составляет четыре недели. Как правило, продолжительность беременности исчисляют неделями, следовательно, она составляет 40 недель. Таким образом:

www.rulit.me

Читать онлайн «Ребенок от зачатия до года», автора Царегерадская Жанна Владимировна

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Об авторе

Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990–1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35 % в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания.

Публикации. Жанна Владимировна — автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать — дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail [email protected]

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность — это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

Беременность длится примерно десять лунных месяцев, или 280 дней. Каждый лунный, или акушерский, месяц составляет четыре недели. Как правило, продолжительность беременности исчисляют неделями, следовательно, она составляет 40 недель. Таким образом:

1 месяц — 4 недели;

2 месяца — 8 недель;

3 месяца — 12 недель;

4 месяца — 16 недель;

5 месяцев — 20 недель;

6 месяцев — 24 недели;

7 месяцев — 28 недель

8 месяцев — 32 недели

9 месяцев — 36 недель;

10 месяцев — 40 недель.

Десять лунных месяцев соответствуют примерно девяти солнечным календарным месяцам. Отсюда и представление о том, что беременность длится 9 месяцев. Но расчет длительности беременности по солнечным месяцам неточен и поэтому в акушерской практике не применяется.

Нужно отметить, что продолжительность беременности определяется у каждой женщины индивидуально и зависит от многих факторов. В среднем предельными считаются сроки 270–290 дней, или 38–41,5 недели. Роды, наступившие в этот период, считаются срочными, то есть наступившими в срок.

Начало беременности

Начало новой жизни дает слияние мужской и женской половых клеток. В их слившихся ядрах встречаются 23 материнских и 23 отцовских хромосомы, давая толчок к развитию нового человеческого существа. Но момент оплодотворения яйцеклетки (женской половой клетки) еще не есть начало беременности: оплодотворение происходит в маточной трубе и только потом плодное яйцо продвигается в матку (рис. 1).

Рис. 1.

Некотор ...

Быстрая навигация назад: Ctrl+←, вперед Ctrl+→

knigogid.ru

Скачать: Цареградская Ж. Ребенок от зачатия до года , Жанна Царегерадская

… Ж. В. Цареградская

 Ребенок от зачатия до года

 Универсальное пособие

 Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

 Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

 Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

 Об авторе

 Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

 Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990—1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

 Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных…

Читать целиком

knigosite.org

Читать онлайн книгу «Ребенок от зачатия до года» бесплатно и без регистрации — Страница 1

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Цареградская Жанна Владимировна — по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990–1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35 % в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети — надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания.

Публикации. Жанна Владимировна — автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать — дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail [email protected]

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание — это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность — это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

Беременность длится примерно десять лунных месяцев, или 280 дней. Каждый лунный, или акушерский, месяц составляет четыре недели. Как правило, продолжительность беременности исчисляют неделями, следовательно, она составляет 40 недель. Таким образом:

1 месяц — 4 недели;

2 месяца — 8 недель;

3 месяца — 12 недель;

4 месяца — 16 недель;

5 месяцев — 20 недель;

6 месяцев — 24 недели;

7 месяцев — 28 недель

8 месяцев — 32 недели

9 месяцев — 36 недель;

10 месяцев — 40 недель.

Десять лунных месяцев соответствуют примерно девяти солнечным календарным месяцам. Отсюда и представление о том, что беременность длится 9 месяцев. Но расчет длительности беременности по солнечным месяцам неточен и поэтому в акушерской практике не применяется.

Нужно отметить, что продолжительность беременности определяется у каждой женщины индивидуально и зависит от многих факторов. В среднем предельными считаются сроки 270–290 дней, или 38–41,5 недели. Роды, наступившие в этот период, считаются срочными, то есть наступившими в срок.

Начало новой жизни дает слияние мужской и женской половых клеток. В их слившихся ядрах встречаются 23 материнских и 23 отцовских хромосомы, давая толчок к развитию нового человеческого существа. Но момент оплодотворения яйцеклетки (женской половой клетки) еще не есть начало беременности: оплодотворение происходит в маточной трубе и только потом плодное яйцо продвигается в матку (рис. 1).

Рис. 1.

Некоторое время после оплодотворения (от 15 минут до 32 часов) ничего не происходит и будущий человек остается всего лишь одной клеткой. Но вот из одной клетки образуется две (рис. 2, 4), определяя начало тех замечательных превращений, в результате которых получается маленький человечек. После первого деления плодное яйцо делится со скоростью примерно одно деление в сутки. Далее идет серия следующих делений: образуются четыре, пять, семь, восемь… шестнадцать… клеток, причем делятся они асинхронно, образуя то четное, то нечетное число. Постепенно темп делений нарастает. Примерно на 3—4-е сутки плодное яйцо становится похожим на тутовую ягоду, или ягоду шелковицы, что по латыни будет moras — морула. Зародыш будущего человека в стадии морулы состоит из 8— 12 вновь образованных первых крупных клеток, плотно соприкасающихся друг с другом (рис. 2, 5 и 6).

Зародыш в стадии морулы в некоторых случаях может достичь полости матки и еще некоторое время блуждать в ней. Но, как правило, прежде чем попасть в матку, морула превращается в пузырек (рис. 2, 7). Пузырек, или бластула, образуется следующим образом: в плотном клеточном шаре-ягоде образуется полость — клеточная масса разделяется на зародышевый узелок и поверхностный слой клеток, окружающий этот узелок. Это превращение происходит к середине шестых — началу седьмых суток В это время зародыш состоит примерно из 107 клеток. Итак, оплодотворенное яйцо движется в матку и по мере продвижения делится и претерпевает изменения. Попав в матку в стадии бластулы (рис. 2, 7), плодное яйцо прикрепляется к стенке матки (рис. 2, 8) и начинает постепенно погружаться в ее слизистую оболочку. С момента оплодотворения у вновь образованной клетки возрастает потребление кислорода, усиливается синтез белка и обмен углеводов, и поэтому к исходу 7-х суток плодное яйцо, израсходовав все свои запасы, нуждается в новом источнике питания для обеспечения дальнейшего развития. Теперь для него единственным таким источником может стать материнский организм.

Внедрение плодного яйца в стенку матки называется имплантацией, которая происходит примерно на 6—7-е сутки после оплодотворения (рис. 3). Этот процесс длится 40–42 часа. При этом наружные клетки пузырька врастают, подобно корням, в слизистую оболочку матки, где быстро разрастаются и сильно ветвятся. Внутри разветвлений образуются мелкие кровеносные сосуды, которые будут питать новый организм до момента рождения (рис. 4).

Из зародышевого узелка формируется тело будущего человека, из поверхностного слоя клеток — внезародышевые части (околоплодный пузырь, пуповина, плацента). Плацента, или детское место, формируется из той части поверхностного слоя, которая прорастает в слизистую оболочку матки.

Таким образом, собственно беременность начинается с момента, когда плодное яйцо внедрилось в стенку матки и произошла имплантация. Теперь плодное яйцо называют зародышем, или эмбрионом. Период внутриутробной жизни от 0 до 2 месяцев (8 недель) называют зародышевым, или эмбриональным. После двух месяцев внутриутробной жизни зародыш именуют плодом. Плодовый, или фетальный, период длится от восьми недель до момента родов.

Внезародышевые части формируются из того же оплодотворенного яйца, что и плод, и имеют одинаковый с ним генетический материал. К ним относятся — околоплодный пузырь (амнион), плацента и пуповина (рис. 5).

Рис. 5.

Околоплодный пузырь (амнион, или водная оболочка) представляет собой замкнутый мешок, в котором находится плод, окруженный околоплодными водами (амниотической жидкостью). Хотя амнион довольно тонкая оболочка, она имеет сложное строение и функции.

Околоплодные воды, заполняющие полость амниона, образуются за счет секреции амниона и деятельности почек плода и имеют светлую окраску. Они способствуют обмену веществ зародыша и плода и оберегают его от неравномерного давления стенок матки, в результате которого развивающиеся органы могли бы быть деформированы. К концу беременности количество околоплодных вод может достигать 1–1,5 литра.

Поскольку внезародышевые части несут в себе тот же генетический материал, что и развивающийся ребенок, исследуя околоплодные воды можно оценить наследственность, определить пол и развитие плода. Такое обследование и способ извлечения амниотической жидкости называют амниоцентезом. Это достаточно сложное исследование, которое проводится строго по показаниям врача, как правило, на 4-м месяце беременности. Для проведения такого анализа из амниона берут 8—10 мл околоплодных вод.

Плацента (детское место) — важнейший орган, благодаря которому происходит питание плода, его дыхание (снабжение кислородом) и выведение из его организма уже отработанных продуктов. Плацента выполняет функцию легких, органов пищеварения, органов выделения (почек), кожи и пр. Нельзя не отметить, что именно она препятствует попаданию из организма матери в кровь плода химически вредных веществ и болезнетворных микробов. Эту защитную функцию плаценты называют плацентарным барьером. Плацента формируется из поверхностного слоя клеток плодного яйца, проросших в слизистую оболочку матки. Процесс формирования плаценты идет до 16-й недели беременности параллельно с ростом и развитием зародыша. Пока плацента не сформирована (т. е. до 16 недель), железы внутренней секреции плода находятся под влиянием соответствующих желез матери. Например, в первые недели беременности щитовидная железа плода формируется под влиянием гормонов щитовидной железы матери. Через 16 недель окончательно сформированная плацента начинает функционировать как железа, секретирующая гормоны, и плод становится в этом отношении более независимым. Функции плаценты очень важны и многообразны. Нарушения ее деятельности могут привести к крайне неблагоприятным последствиям, а ее повреждения, в частности, отслойка, грозят зародышу и плоду гибелью.

Внешне плацента похожа на округлую довольно мягкую толстую лепешку. В конце беременности диаметр плаценты достигает 15–18 см, толщина — 2–3 см, масса — 500–600 г.

Следует обратить внимание, что, к сожалению, плацента не является для плода абсолютной защитой. Многие химические вещества и болезнетворные микроорганизмы преодолевают плацентарный барьер и оказывают на плод неблагоприятное воздействие, о чем мы будем говорить дальше.

Пуповина, или пупочный канатик, соединяет тело ребенка с плацентой. По ее кровеносным сосудам — двум артериям и одной вене — кровь течет от плода к плаценте и обратно. По пуповинным артериям течет венозная кровь от плода к плаценте, где она освобождается от отработанных продуктов жизнедеятельности и обогащается кислородом и питательными веществами. По пуповинной вене течет артериальная кровь от плаценты к плоду, уже обогащенная кислородом и питательными веществами. Пуповина образуется одновременно с детским местом и по внешнему виду напоминает шнур. Ее длина и толщина изменяются в соответствии с внутриутробным возрастом плода. К моменту родов длина пуповины доношенного плода в среднем равна 50–60 см, а диаметр — примерно 1,5 см. Плацента, пуповина и плодные оболочки в совокупности называются последом, который рождается после рождения плода.

Это самый насыщенный событиями месяц в развитии зародыша. Из оплодотворенной яйцеклетки в течение первых суток появляются 2 новые клетки, потом 4 и т. д.; затем к третьим-четвертым суткам плодное яйцо становится морулой; к шестым — пузырьком. На седьмые сутки зародыш прикрепляется к слизистой оболочке матки и строит себе «колыбельку» — происходит имплантация. Через 40 часов «новый дом» готов, для зародыша обеспечено питание и защита. Так прошла первая неделя. В течение 2-й недели идет развитие в основном внезародышевых частей как системы жизнеобеспечения будущего ребенка. Клетки же зародышевого узелка расщепляются на два слоя и принимают форму диска величиной 0,25 мм в диаметре.

На 3-й неделе между двумя слоями клеток диска образуется третий слой. Формируются три зародышевых листка: средний — это вновь образованный третий слой клеток; наружный — слой клеток, который остается над ним, и внутренний слой клеток — это слой, располагающийся под ним. В будущем клетки каждого листка дадут начало строго определенным органам и тканям. Вновь появившийся средний листок дает начало хорде — скелетному тяжу, который формируется одновременно со средним листком и проходит вдоль средней линии со стороны спины зародыша. Хорда — это будущий позвоночник. Кроме хорды, средний листок даст начало мышцам скелета, хрящам, костям, внутренним органам, сосудам, сердцу, крови, лимфе, половым железам и оболочкам, выстилающим все полости тела.

Из клеток наружного листка образуется кожный покров, покровная ткань зубов, чувствительная ткань (эпителий) ушей, глаз, носа, а также волосы и ногти. Помимо этого наружный листок дает начало для развития нервной системы будущего человека. Клетки внутреннего листка образуют в дальнейшем эпителиальную выстилку органов пищеварительной и дыхательной систем, эпителий печени и поджелудочной железы.

На 17—20-е сутки происходит еще одно очень важное событие: тело зародыша обособляется от внезародышевых частей. Оно уже имеет свою пространственную ориентацию: передний конец (будущая голова) и задний конец (будущий таз и нижние конечности). На 3-й неделе появляются зачатки всех основных функциональных систем и органов человеческого организма. Возникают зачатки пищеварительной системы (кишечная трубка и поджелудочная железа), дыхательной системы (зачатки трахеи и двух бронхов) и выделительной системы (закладывается предпочка). Во внутриутробном периоде формирование почек имеет три стадии: предпочка, первичная почка и почка. Начинается формирование нервной системы: на переднем конце тела зародыша появляется широкая пластинка — будущий мозг человека, образуется нервный гребень — начало вегетативной нервной системы.

Формируется кровеносная система, которая необходима зародышу для обеспечения питания. Возникают первые кровеносные сосуды. Эти тончайшие ниточки прорастают от зародыша в материнскую матку через пупочную ножку (зачаток пуповины) и дают начало формированию плаценты. Формируется сердечная трубка — будущее сердце человека.

На 4-й неделе у зародыша из пупочной ножки образуется пупочный канатик, благодаря которому он может довольно свободно плавать в околоплодных водах выросшего амниона (плодного пузыря). Эмбрион имеет цилиндрическую форму, обладает крупным головным отделом. В это время он проходит долгий путь эволюции человека за считанные дни и напоминает зародыш рыбы — у него хорошо заметны жабры и хвост. На 23-й день развития начинает сокращаться сердце зародыша. Оно выступает в виде большого вздутия на брюшной стороне тела позади жабр. Продолжается закладка всех органов и систем организма. Появляются зачатки печени и двенадцатиперстной кишки, зачатки легких, происходит закладка первичной почки на месте предпочки, увеличивается мозговой отдел, появляются зачатки всех отделов головного мозга человека. Начинается развитие глаз и формирование рта, закладываются зачатки внутреннего уха. Образуются зачатки мускулатуры по обеим сторонам от хорды. Появляются зачатки конечностей в виде маленьких почек на боках тела.

К концу первого месяца у зародыша уже сформированы прообразы всех систем организма и их основных органов. Он имеет билатеральную симметрию, т. е. двустороннюю симметрию относительно плоскости, которая делит организм на две одинаковые половины (левую и правую), свойственную взрослому человеку. Длина тельца эмбриона составляет 5–8 мм, а вес — 2–3 г (рис. 6).

Второй месяц жизни человеческого зародыша насыщен событиями почти так же, как и первый. На 5-й неделе образуются зачатки легких, закладывается почка, активно растет кишечник. Начинает работать печень, которая берет на себя функцию кроветворения. Изменяется работа сердца — оно начинает работать, как сердце взрослого человека. Об этом можно судить по электрокардиограмме, которая у пятинедельного зародыша в общих чертах сходна с ЭКГ взрослого. Продолжается активное развитие нервной системы. На втором месяце развития у эмбриона формируется лицо и конечности. На 6-й неделе глаза будущего ребенка, расположенные по бокам головы, сближаются. Век у них еще нет, и на маленьком личике глаза кажутся огромными. Появляется нос. Он только наметился и пока еще плоский.

Возникают зачатки ушей. На 7-й неделе появляются зерна зубов, на 8-й — вырисовываются губы, а нос приобретает более законченные формы, хотя и остается пока еще плоским. К концу второго месяца развития эмбрион обретает лицо, которое будет продолжать формироваться в течение всего внутриутробного периода. На 5-й неделе из уже появившихся почек конечностей (в виде бугорков) развиваются сначала зачатки рук, а затем ног. На шестой неделе будущие ручки и ножки успевают подрасти и уже намечаются их отделы: плечо, предплечье, кисть и бедро, голень, ступня соответственно. Зачатки пальцев появляются на 7-й неделе. В это время кисти и ступни похожи на ласты с пятью лучами — будущими пальцами, которые появятся только на 8-й неделе развития. На 7-й неделе развития начинается формирование центров окостенения скелета. Начавшись в самом начале жизни, этот процесс заканчивается лишь к 20–25 годам. На 8-й неделе развивается мышечная ткань, которая к концу этой же недели уже способна сокращаться. К завершению второго месяца беременности закладываются почти все внутренние органы и системы, свойственные взрослому организму, и зародыш приобретает человеческий вид. Прячется хвост между развивающимися ягодицами, пропадают жаберные щели, образуются сосуды легких, формируются желудочки сердца. Более того, с пятидесятого дня у плода начинают фиксироваться мозговые импульсы, а в науке это главный показатель того, что человек жив. Этот факт является свидетельством развития нервной системы зародыша: на втором месяце дифференцируются все отделы головного мозга и формируются все слои коры его больших полушарий. В течение второго месяца матка увеличивается до размера среднего яблока. На исходе второго месяца развития длина зародыша составляет 2,5–3 см, вес — 4–5 г (рис. 7).

Рис. 7.

С третьего месяца внутриутробного развития и до наступления родов будущего младенца называют плодом. В это время его лицо приобретает все более человеческий вид, развиваются и формируются внутренние органы, некоторые из них начинают функционировать. Формируется плацента.

Работает уже сформированное сердце, делая 130–150 ударов в минуту. Его еще довольно слабые сокращения можно зафиксировать с помощью ультразвукового стетоскопа. Интенсивно развивается печень, продолжая выполнять функцию главного органа кроветворения. Кровь плода сильно отличается от крови взрослого человека. Ее развитие происходит постепенно: на 6-й неделе появляются красные кровяные тельца (эритроциты), на 12—16-й неделе — белые кровяные тельца (лейкоциты). При сроке 12 недель содержание гемоглобина в крови плода очень низкое, но к моменту рождения оно повышается. Продолжается окостенение скелета. Пальцы рук и ног хорошо различимы, и на них появляются зачатки ногтей. На 12-й неделе у плода появляются «отпечатки» пальцев. Начинают функционировать мышцы, и плод совершает свои первые движения: двигает руками и ногами, поворачивает голову, открывает рот. Все эти движения для будущей мамы, особенно первобеременной, практически не различимы, потому что они еще очень слабы и, кроме того, плод пока еще не занимает всю полость матки. Начинает формироваться голосообразующий аппарат, который приобретет способность издавать звуки только к моменту рождения. На двенадцатой неделе плод совершает свои первые попытки сосать и глотать. К этому же времени у него удлиняется и закручивается в петли кишечник, начинается процесс пищеварения. В конце третьего месяца беременности начинают формироваться наружные половые органы плода. Но пока что они представляют собой нечто среднее между мужскими и женскими гениталиями и отличить мальчика от девочки практически невозможно. Продолжается интенсивное развитие нервной системы, ее проводящих путей. Результатом этого развития является появление кожной чувствительности плода — он сжимает пальцы в кулак в ответ на раздражение. К исходу третьего месяца длина плода составляет 7–9 см, вес — 15–25 г.

На четвертом месяце плод растет очень быстро, и плодное яйцо вскоре занимает всю полость матки. Ее высота достигает середины расстояния между лобком и пупком женщины. Очень активно развивается скелет плода и его пищеварительная система.

К исходу шестнадцатой недели завершается дифференциация наружных половых органов плода и его пол становится явственно различим. Именно в этот срок (после 16 недель) проводится первое ультразвуковое обследование для определения пола будущего ребенка. Если плод лежит удачно, врач может определить, кого вынашивает женщина: мальчика или девочку.

Печень начинает становиться органом пищеварения, а функции кроветворения постепенно берет на себя красный костный мозг. В крови плода уже можно обнаружить все клетки, свойственные крови взрослого человека, и можно определить ее группу и резус-фактор. Начинают выполнять свои специфические функции желудок, кишечник и желчный пузырь. Но пока их работа — только тренировка. В кишечнике плода появляется первое содержимое, состоящее в основном из желчи. Это меконий — первородный кал — темно-зеленого или черно-зеленого цвета.

Начинают функционировать почки; они занимают свое окончательное положение и начинают выделять мочу, за счет которой постоянно пополняются околоплодные воды. Хотя выделительная система плода и начала функционировать, основным органом выделения остается плацента, которая заканчивает свое формирование на 16-й неделе. Движения плода становятся активнее и уже могут быть различимы женщиной при повторной беременности. Рефлекторные движения рук и ног плода являются своеобразной тренировкой для его мышц. Очень важно, что к этому сроку развития плод уже может координировать движения головы и рук: находит кулачком рот и сосет палец. Пальцы рук и ног плода прекрасно развиты и при ультразвуковом исследовании они хорошо видны. При сосании пальчика или кулачка плод заглатывает околоплодные воды, вместе с которыми он получает жидкость, и, таким образом, обеспечивает деятельность пищеварительной и выделительной систем. Идет непрерывное развитие коры головного мозга: интенсивно делятся нервные клетки, возникают борозды и извилины. Начинают функционировать органы эндокринной системы: надпочечники, которые являются в это время самой большой эндокринной железой, и вилочковая железа. С этого времени плод даже может компенсировать недостаточность деятельности пострадавших эндокринных желез матери, поставляя ей недостающие гормоны, которые он начинает вырабатывать в избытке — для себя и для матери. Но в этой ситуации плод подвергается риску получить заболевание той же железы, которая страдает у матери.

Кожа у плода очень нежная, прозрачная и «морщинистая», поскольку она образует складки. Сквозь нее видны все кровеносные сосуды, и поэтому она кажется ярко-красной. К концу месяца длина плода составляет 12–17 см, а вес — примерно 200 г. Это большой скачок по сравнению с третьим месяцем развития (рис. 8).

Рис. 8.

На пятом месяце развития во внешнем облике плода происходят следующие изменения. За счет развития подкожной клетчатки сосуды уже меньше просвечивают через кожу и она становится не такой красной, но пока еще сохраняет морщинистость. На теле и голове плода начинают появляться пушковые волосы и сыровидная (или первородная) смазка. Это вещество серовато-белого цвета, имеющее творожистую консистенцию, которое образуется из выделений сальных желез и поэтому больше всего скапливается в местах, изобилующих ими: в подмышечных и паховых складках, на лице, на волосистой части головы, за ушами, в сгибах рук и ног. Первородная смазка обладает бактерицидными свойствами и предохраняет кожу плода от вредного воздействия микроорганизмов. Кроме того, она защищает его кожу и от механических повреждений. Важнейшее событие этого месяца — первое шевеление плода, уже отчетливое, которое ощущается как толчок. Для первородящих женщин первое шевеление и является первым биением ребенка. Повторнородящие женщины в это время начинают ощущать большую уверенность и силу в движениях плода, его явно возросшую активность.

С этого месяца сердцебиение плода уже можно прослушивать не с помощью ультразвукового стетоскопа, а с помощью обычной акушерской трубки через переднюю брюшную стенку живота беременной.

Легкие плода проходят первую стадию формирования, и к концу месяца он начинает совершать ими первые эпизодические движения. Продолжает работать кишечник, функционируют половые железы, работают почки. Начинает функционировать как орган кроветворения селезенка. Постепенно начинают функционировать практически все органы эндокринной системы: гипофиз, эпифиз, надпочечники, поджелудочная, щитовидная и околощитовидная железы. Выделяемые ими гормоны оказывают огромное влияние на рост и развитие плода. В это время начинает формироваться его пассивный иммунитет за счет поступления к нему через плаценту иммунных тел матери. Продолжает развиваться головной мозг, формируется вестибулярный аппарат. Плод активно сосет палец руки, на его лице появляется мимика: он может жмуриться, улыбаться и скорбно опускать уголки губ. К концу месяца длина плода составляет 25–27 см, вес — около 300 г.

Внешний вид плода становится более привлекательным. Его кожа продолжает оставаться морщинистой, но под ней уже начинают образовываться отложения жира. Голова плода все еще велика, но его лицо продолжает оформляться. Глаза хорошо сформированы, на веках появляются ресницы, над глазами различаются брови. Плод двигает веками, открывая и закрывая глаза. Его носик приобретает более четкие очертания, а ушки увеличиваются в размере и принимают окончательную форму. Все тело плода покрывают пушковые волосы и сыровидная смазка.

Плод начинает совершать постоянные дыхательные движения. При этом легкие не раскрываются, но в них попадает небольшое количество околоплодной жидкости, которая очень быстро впитывается, не причиняя ему вреда. «Тренируясь» таким образом, плод делает 50–60 дыхательных движений в минуту. Однако он не совершает дыхательные движения непрерывно. Он делает довольно продолжительные паузы на полчаса-час, а затем снова возобновляет «дыхание». На шестом месяце у плода уже хорошо сформированы все отделы пищеварительной системы: пищевод, желудок, кишечник (толстый и тонкий), поджелудочная железа, печень. Кроветворные функции полностью переходят к красному костному мозгу, селезенке, лимфатическим узлам, вилочковой железе.

Заканчивается формирование отделов головного мозга, образование борозд и извилин на его поверхности.

Движения плода становятся энергичными. Он свободно перемещается в околоплодной жидкости. Периоды активности плода сменяются периодами сна, на долю которого в общей сложности приходится 16–20 часов. Электроэнцефалограмма мозга плода дала возможность ученым установить, что сон плода имеет две фазы, характерные для сна взрослого человека, — это фазы быстрого и медленного сна. Интересно, что на долю быстрого сна у плода приходится 50 и более процентов времени, в то время как у взрослого человека только 20 процентов.

Шестимесячный плод способен реагировать на зрительные и звуковые раздражители: яркий свет и резкий звук. Если живот беременной осветить яркой лампой, то в ответ на это плод проявляет двигательную реакцию: совершает движения веками, руками, ногами и головой. В ответ на резкие звуки плод пугливо сжимается или, напротив, начинает вести себя очень беспокойно.

К исходу шестого месяца длина плода составляет примерно 30 см, вес — 600–700 г. Хотя все органы у плода сформированы и функционируют, он еще не жизнеспособен. Если роды наступают в этом сроке, ребенка спасти невозможно.

На седьмом месяце развития кожа плода по-прежнему очень тонкая и нежная, сохраняет красный цвет. Плод все еще имеет старческий вид из-за обилия морщин, хотя у него более интенсивно продолжает развиваться подкожный жир, и морщины частично сглаживаются, а ручки и ножки начинают округляться. В это время хрящи его ушей и носа еще мягкие, а ногти не доходят до кончиков пальцев рук и ног. Седьмой месяц характеризуется высокой двигательной активностью плода. Движения его хотя и активны, но беспорядочны. В это время в полости матки еще много места, объем околоплодных вод достигает 0,7 литра, и плод свободно перемещается в ней. Именно поэтому его положение в матке неустойчиво и чаще всего его голова находится вверху.

Важный процесс происходит в легких — начинают формироваться альвеолярные ходы (тончайшие воздухоносные трубочки) и альвеолы (микроскопические пузырьки). Через тонкие стенки альвеол происходит обмен углекислого газа на кислород. Альвеолы расправятся и наполнятся воздухом только после появления ребенка на свет, когда он сделает свой первый вдох. Благополучно осуществить первый вдох и процесс дыхания вообще поможет сурфактант, вещество, обеспечивающее раскрытие альвеол во время вдоха. Именно на седьмом месяце развития сурфактант начинает вырабатываться в легких плода, чтобы достичь нужной концентрации к моменту рождения. Если концентрация сурфактанта будет недостаточной, то это грозит плоду различными неприятностями. Поэтому организм плода начинает готовиться к рождению загодя, чтобы обеспечить функцию дыхания, без которого существование вне материнского организма невозможно. Продолжается становление эндокринной системы. Важное значение приобретает гормон роста, вырабатываемый гипофизом, а также гормоны щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной железы. С этого времени щитовидная и поджелудочная железы матери освобождаются от двойной нагрузки и даже могут получать от плода помощь. В связи со становлением эндокринной системы плода начинает формироваться его специфический тип обмена веществ. Значительный этап развития проходит нервная система и мозг плода. Он получает информацию от своих органов чувств и уже начинает дифференцировать ее. Так, плод различает некоторые запахи и вкусы, может отличить сладкое от горького; хорошо слышит и дифференцирует звуки, отличая внутренние шумы от внешних, причем лучше слышит низкие звуки, чем высокие. Развивается зрительное восприятие: плод реагирует вздрагиванием на яркий свет, направленный на живот матери, и меняет положение, как бы пытаясь от него закрыться. Воспринимая информацию через органы чувств, плод уже способен дифференцировать и запоминать ее. К исходу седьмого месяца длина плода составляет 35 см, а вес — около 1000–1200 г (рис. 9).

Рис. 9.

На восьмом месяце развития у плода интенсивно накапливается подкожный жир. Но будущий младенец все еще имеет старческий вид, его кожа сохраняет красный цвет, а тело по-прежнему покрывают пушковые волосы и первородная смазка. Очень заметно растет его голова, достигая 60 процентов размера головы взрослого. Двигательная активность плода сохраняется. Но теперь значительно выросший плод занимает практически все пространство матки, поэтому места для движений остается сравнительно немного и его движения становятся более рациональными. В это время плод занимает положение, в котором он будет рождаться. Чаще всего он располагается головой вниз, а спиной с левой стороны матки (головное предлежание). Значительно реже плод располагается тазовым концом или ногами вниз, а головой вверх (тазовое предлежание), и еще реже он ложится поперек матки (поперечное предлежание). Почти окончательно формируется сердце, но и оно, и вся кровеносная система сохраняют особенности, присущие именно плоду. В сердце остается боталлов проток — овальное отверстие между правым и левым предсердиями, которое у новорожденного закрывается. Во всей кровеносной системе плода нет чистой артериальной крови, даже в артериальной системе циркулирует смесь крови венозной и артериальной. Артериальная кровь течет лишь по пупочной вене от матери к плоду.

Продолжают формироваться альвеолы легких. В печени начинается формирование долек, она как бы «оттачивает» свою форму и функции. Ее клетки располагаются в строгом порядке, характерном для строения зрелого органа. Они укладываются рядами от периферии к центру каждой дольки, отлаживается ее кровоснабжение, и она все больше приобретает функции главной химической лаборатории организма. Продолжается формирование поджелудочной железы, которая уже полностью снабжает плод инсулином. Продолжается развитие всех остальных органов плода.

К концу восьмого месяца длина плода составляет около 40 см, а вес — около 1500–1600 г.

На девятом месяце развития у плода существенно увеличивается жировой слой, благодаря чему округляются формы его тела, кожа становится гладкой и розовой. Пушковые волосы, покрывающие все тело, начинают исчезать, а волосы на голове становятся гуще и длиннее. В это время количество сыровидной смазки уменьшается. Ногти у плода начинают выступать за кончики пальцев. В течение девятого месяца плод примерно вдвое увеличивает свой вес и занимает почти весь объем матки, поэтому его двигательная активность несколько снижается. Движения плода становятся более упорядоченными. К исходу 36-й недели плод уже готов к рождению. К этому времени заканчивается закладка альвеол и сурфактант покрывает практически каждую из них. Дыхательный центр в головном мозге теперь способен обеспечить процесс дыхания. Это говорит о том, что родившийся плод сможет совершить первый вдох — его легкие уже могут раскрыться и функционировать с первым вздохом ребенка. Печень и поджелудочная железа продолжают свое развитие, но их формирование не завершается к моменту рождения, оно продолжается еще в первые годы жизни ребенка. Продолжается также созревание почек и других органов. Развивается мозг плода. Он чувствует настроения матери и реагирует на них. Начиная с 32-й недели плод реагирует на музыкальные звуки, дифференцирует голоса людей, окружающих его мать. Более того, плод уже начинает различать интонацию голосов. Это очень важно знать родным, окружающим беременную женщину, ведь именно в это время будущий новорожденный узнает, кто и как относится к нему и его маме, узнает, от кого ждать вражды, а от кого мира. Кроме органа слуха, совершенствуются и уточняются вкусовые и зрительные ощущения плода. К концу девятого месяца длина плода составляет примерно 45 см, а вес — 2500–2600 г. Плод жизнеспособен, хотя еще и сохраняет признаки незрелости. Если роды наступят в это время, то ребенок сможет выжить даже без специального ухода, но все же лучше рождение в срок (рис. 10).

Рис. 10.

Внешний вид плода становится очень симпатичным. Подкожный жир продолжает накапливаться. Пушковые волосы на теле практически исчезают, исчезает и сыровидная смазка, оставаясь лишь на сгибательных поверхностях суставов, в паховых складках, на половых органах, на волосистой части головы, за ушами, подмышками и на спине, в районе крестца и поясницы.

К исходу десятого месяца развития, а точнее к 38–40 неделе, плод является полностью зрелым, или доношенным. Все его функциональные системы готовятся к процессу рождения и адаптации к внеутробному существованию. Многие из них уже выполняют свои специфические функции. Пищеварительный тракт становится полностью проходимым, ворсинки кишечника уже сформированы, и он совершает слабые перистальтические движения, продвигая в нижние отделы первородный кал меконий. Уже функционируют железы желудка, вырабатывая пепсин, основные структуры поджелудочной железы сформированы и уже готовы подключиться к процессу пищеварения. Содержимое пищеварительной системы абсолютно стерильно. Бактерии, способствующие процессу пищеварения, начнут поселяться в ней только с момента попадания в нее молока матери.

Активно формируется аппарат сосания. Слизистая оболочка рта богата кровеносными сосудами и имеет красную окраску. После рождения ребенка и перехода к другому типу питания — грудному вскармливанию — процесс всасывания пищи начинается у него уже во рту. Жевательная мускулатура и слюнные железы развиты слабо. Но как только ребенок начинает сосать, мускулатура жевательного аппарата очень быстро укрепляется. Слюнные железы начнут функционировать лишь спустя месяц после рождения. У новорожденного есть специфические приспособления, облегчающие сосание, — это специальные валики на слизистой оболочке губ и челюстей.

К исходу десятого месяца заканчивается формирование половой системы. У девочек большие половые губы закрывают малые, а у мальчиков яички опускаются в мошонку. Иногда у мальчиков опускается одно яичко, а второе может опуститься в течение первого года жизни. Но если этого не произойдет, ребенку потребуется специальное лечение.

Происходят изменения в эндокринной системе плода. Увеличиваются надпочечники и становятся значительно больше почек Во время родов они усиленно вырабатывают гормоны стресса: адреналин и норадреналин. Исследования показали, что в крови новорожденного этих гормонов содержится гораздо больше, чем у взрослого человека в состоянии сильнейшего стресса. Это необходимое приспособительное изменение, позволяющее плоду быть активным участником родов и помогающее ему родиться.

У плода существуют и другие «приспособления», облегчающие процесс родов. Самым главным из них является состояние костей черепа — они мягки и податливы, швы черепа не сформированы, и между ними образуются два родничка: теменной (побольше) — над лобной костью, и затылочный — в области затылка. Благодаря мягким швам и родничкам кости черепа остаются подвижными и могут менять конфигурацию во время прохождения плода по родовым путям (рис. 11).

Продолжается развитие нервной системы плода и его органов чувств. Плод проявляет реакцию на эмоциональные сигналы, исходящие от матери. К исходу десятого месяца плод подает матери импульс — сигнал к началу родовой деятельности, что и определяет начало родов. К концу десятого месяца длина плода становится 47–60 см, вес — 2500–5000 г. Количество околоплодных вод достигает 1–1,5 литра. Проделав колоссальный путь развития, теперь плод готов появиться на свет (рис. 12).

Развивающийся плод, как и все живые существа, реагирует на внешние и внутренние вмешательства в его жизнь. К факторам, негативно воздействующим на плод, относят мутации и тератогенные факторы. Мутациями называют неблагоприятные изменения наследственных структур, которые вызывают различные формы врожденных заболеваний, практически неизлечимых. Тератогенными факторами (от греческого слова «тератос» — урод) называют любое вредное воздействие в период беременности, которое грубо нарушает процессы размножения и специализации клеток зародыша и приводит к аномалиям в его развитии. Однако тератогенные факторы не влияют на наследственные структуры. Чаще всего пороки развития, уродства возникают при сочетании повреждений наследственного аппарата с воздействием тератогенных факторов. Неблагоприятные факторы, воздействующие в период беременности и приводящие к развитию у плода врожденных заболеваний и уродств, условно можно разделить на внешние и внутренние. К внутренним относятся:

- мутации, то есть «поломки» в наследственном аппарате, приводящие к наследственным заболеваниям;

- тяжелые и длительные заболевания матери;

- возраст родителей.

К внешним неблагоприятным факторам относятся:

- радиационное воздействие;

- механические повреждения;

- лекарственные препараты;

- бытовые и химические вещества;

- неполноценное питание;

- инфекционные заболевания.

Мутации возникают под воздействием факторов, повреждающих наследственные структуры организма. К таким повреждающим факторам относятся: радиационные изотопы, рентгеновские, космические и гамма-лучи, химические вещества и вирусы. Мутации могут передаваться от предков к потомкам и становиться в этом случае наследственными заболеваниями. Кроме названных факторов, имеют значение возраст родителей и семейная предрасположенность. Наследственные болезни в большинстве случаев имеют семейный характер и передаются от родителей к детям на протяжении многих поколений. В этом смысле опасны браки между родственниками, а также браки в изолированной группе населения. В условиях современного всеобщего загрязнения окружающей среды очень сложно избежать риска стать родоначальником в появлении и передаче по наследству мутации, но по крайней мере можно снизить этот риск, отказавшись от вредных привычек, работы на вредном производстве в «цветущем» возрасте (от 18 до 36 лет), длительного пребывания в местах с сильным загрязнением воды и воздуха (города, промышленные зоны, АЭС). Снизить этот риск поможет также исключение из пищевого рациона всевозможных ненатуральных продуктов, а также продуктов, содержащих консерванты, синтетические красители и прочие вещества искусственного происхождения. Цивилизация, несомненно, создает множество удобств, но, к сожалению, многие из них ставят жизнь человека под угрозу самоуничтожения.

К таким заболеваниям в первую очередь относятся заболевания желез внутренней секреции, различные гормональные расстройства (сахарный диабет, фенилкетонурия, заболевания щитовидной железы, надпочечников и др.). Наиболее опасными для будущего поколения являются сахарный диабет и фенилкетонурия, которые могут привести к очень тяжелым порокам центральной нервной системы, спинного мозга, сердца, а также привести к внутриутробной гибели плода и другим последствиям. Матерям с этими заболеваниями опасно иметь детей именно из-за высокой вероятности тяжелых поражений головного мозга плода. При других заболеваниях желез внутренней секреции у ребенка страдает та же железа, что и у матери.

При таких серьезных заболеваниях и осложнениях во время беременности, как пороки сердца, гипертония, поздний токсикоз, у плода нарушается газообмен и условия питания. Это, в свою очередь, приводит к кислородному голоданию плода, нарушению кровотока в плаценте, гипотрофии — недостаточности массы тела плода, преждевременным родам (особенно часто рождаются недоношенные дети при поздних токсикозах). У женщин с пороком сердца высока вероятность рождения ребенка с таким же заболеванием.

Страницы:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

www.litlib.net


Смотрите также

Будем вам благодарны если вы расскажете о нас друзьям:

Оставляйте комментарии, не стесняйтесь, все для Вас!