Собор непорочного зачатия пресвятой девы марии


Кафедральный собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии: описание, история, хор, особенности

В наши дни, когда православная и католическая церкви в лице своих предстоятелей протянули друг другу руки в поисках путей совместного служения Господу, особое внимание привлекает к себе находящийся в Москве католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, история которого во многом схожа с судьбой многочисленных православных храмов России.

Католическая община Москвы на исходе XIX века

Конец XIX века стал для России периодом бурного развития капитализма. Как грибы росли бесчисленные акционерные общества, банки, а также производственные и коммерческие предприятия. Всё это вызвало интенсивный приток в страну большого количества иностранцев, в том числе и из католических стран. Они открывали здесь свой бизнес и, постепенно адаптируясь в новых условиях, оставались, тем не менее, приверженцами своей веры.

В Москве и прежде была их община, совершавшая службы в двух принадлежавших им соборах, но к концу века она настолько разрослась, что её представители были вынуждены в 1894 году обратиться к городским властям с просьбой рассмотреть вопрос о возведении нового храма. Московский губернатор пошёл им навстречу и подписал документ, на основании которого и был построен собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Разработка проекта храма

Давая своё согласие на постройку католического собора, губернатор поставил условие: выбранное для него место должно находиться в удалении от центра города и его основных православных святынь. Внёс он ограничения и во внешний облик будущей постройки, запретив возведение башен и установку наружных скульптур. Несмотря на то что для Москвы всегда была характерна религиозная терпимость, в данном случае глава города проявил известную долю осторожности.

Разработку документации поручили архитектору Ф. О. Богдановичу-Дворжецкому, и вскоре его проект, выполненный в неоготическом стиле, был утверждён. Несмотря на то что кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии по замыслу автора не соответствовал выдвинутым ранее требованиям (был нарушен запрет на возведение башен), губернатор дал согласие на его постройку.

Решение проблем финансирования строительства

В те годы на Малой Грузинской улице проживало большое количество поляков, служивших на железной дороге. Их религиозная община была весьма многочисленна, и включала в себя около тридцати тысяч человек. Именно там и был приобретён участок для будущего собора, а сами поляки, образовавшие впоследствии приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, собрали значительную сумму для его постройки. Недостающие средства предоставили католики иных национальностей, населявшие Россию.

Строительные работы продлились до 1911 года и были завершены установкой декоративной ограды. Общая сумма, потребовавшаяся на погашение всех расходов, составила триста тысяч рублей, что по тем временам было весьма немало. Однако ещё в течение шести лет, вплоть до революции, продолжалась отделка внутренних помещений храма. Разумеется, это потребовало дополнительных средств.

Годы тотального атеизма

В первые годы после освящения кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии имел статус филиальной церкви и лишь в 1919 году был преобразован в самостоятельный приход, после чего службы в нём продолжались ещё почти двадцать лет. Но волна всеобщего атеистического безумия, захлестнувшая в те годы страну, не миновала и католический собор. В конце 1938 года он был закрыт, община распущена, а имущество, приобретённое на пожертвования тысяч людей, разграблено.

В годы войны, когда на Москву были обрушены сотни тысяч вражеских бомб и снарядов, повреждения получил и бывший кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Во время одного из авианалётов он лишился нескольких башен и шпилей, но, к счастью, сама постройка устояла. Уже в послевоенные годы она была передана в распоряжение одного из московских научно-исследовательских институтов.

Прежде чем вселиться в предоставленное им здание, руководство научной организации осуществило перестройку его внутренних помещений, окончательно уничтожив остатки церковного интерьера. В частности, всё пространство бывшего собора было поделено на четыре этажа. Коснулись изменения и внешнего облика, безжалостно исказив гармонию его архитектурных форм.

Попытки вернуть собор в сферу духовной жизни

Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии строился с учётом законов акустики, благодаря чему в его помещении отмечалось великолепное звучание органа и церковного хора. Было непростительной ошибкой игнорировать такие уникальные особенности здания.

В 1976 году представители творческой интеллигенции столицы обратились в Министерство культуры с предложением: после соответствующей реконструкции использовать собор в качестве концертного зала для исполнения органной музыки. Их инициатива получила одобрение, был даже разработан соответствующий проект, однако его реализация так и не осуществилась.

Трудный путь возвращения собора прихожанам

Кафедральный собор Римско-католической церкви Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии обрёл свою новую жизнь уже в период перестройки, когда в 1989 году ассоциация, объединившая в своих рядах московских поляков, обратилась к правительству Москвы с просьбой о передаче им храмового здания.

Возвращению собора верующим, состоявшемуся в 1996 году, предшествовали многолетние бюрократические мытарства, связанные с выселением обосновавшегося в нём института. Несмотря на веяния нового времени, мышление многих чиновников оставалось на прежнем уровне, сложившемся в глухие времена застоя. Это стало причиной многих досадных проволочек.

Однако ещё до наступления желанного дня, в декабре 1990 года, нынешний епископ, а в те годы рядовой священник Януш Вильски отслужил на ступенях собора, принадлежавшего тогда гражданской организации, мессу. Со следующего года соборные службы стали регулярными, но совершались они вне здания.

Освящение восстановленного собора

После завершения всех формальностей потребовалось ещё три года, чтобы придать храму его изначальный вид, устранив все внесённые за долгие годы изменения. Это коснулось и фасада, и планировки внутренних помещений, отделку которых пришлось выполнять заново. Следует заметить, что достичь полного сходства с тем, что являл собой храм в год его первого освящения, не удалось ввиду целого ряда технических причин. Однако, сравнивая итог работы реставраторов с эскизом собора, хранящимся в архиве вместе с прочими документами, относящимися к проекту конца XIX века, следует отметить, что им удалось восстановить стиль и вернуть зданию непередаваемый дух, заложенный автором.

По случаю торжественного освящения вновь открытого собора в Москву прибыла делегация Ватикана, возглавляемая его Государственным секретарём кардиналом Анджело Содано.

Своеобразное и непривычное для прихожан православных храмов мероприятие было проведено в этом соборе в 2002 году. В тот день при помощи телемоста состоялась совместная молитва его настоятеля с Римским папой и главами некоторых западноевропейских католических приходов.

Литургический соборный хор

С давних пор вошло в традицию устраивать в Москве концерты духовной музыки, приуроченные к тем или иным церковным праздникам, на которых особым успехом пользуется хор кафедрального собора Непорочного Зачатия. Его активная концертная и литургическая деятельность началась с 1999 года по благословению архиепископа Тадеуша Кондрусевича.

Сегодня занятия хоровой группы проводятся еженедельно по средам в специально оборудованном классе цокольного этажа здания.

fb.ru

Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (самый большой католический собор в России) – это словно кусочек Европы в Москве. Величественное здание из красного кирпича выполнено в стиле неоготики, собор украшают башенки, шпили и высокие стрельчатые окна с витражами.

Строительство его начато было в 1901 году под руководством архитектора Ф.О. Богдановича-Дворжецкого на средства, собранные польской национальной общиной и пожертвования католиков других национальностей. Строительство велось долгие десять лет, и хотя в 1911 году собор был освящен, внутренняя отделка продолжалась до 1917 года.

В 1938 году печальная участь религиозных учреждений не обошла и католический костел – его имущество было конфисковано, а внутри него размещено общежитие. Во время войны здание немного пострадало от бомбежек – было разрушено несколько башенок и шпилей. В 1956 году собор передали НИИ «Мосспецпромпроект», и его внутреннее пространство разделили на четыре этажа, вследствие чего полностью изменился интерьер. Спустя 20 лет разрабатывался проект реставрации, согласно которому в здании планировалось поместить зал органной музыки, но он так и остался не реализованным.

Положительные перемены начались в 1989 году. Московские поляки стали ходатайствовать о возвращении здания собора Католической церкви, а в 1990 году с разрешения властей, впервые после перерыва в несколько десятков лет, на ступенях была отслужена месса, собравшая несколько сотен прихожан. Собор все же был передан во владение Католической церкви, но это удалось совершить только в 1996 году ‒ с того времени начались масштабные реставрационные работы, а в 1999 году храм был торжественно освящен.

Сейчас в соборе служат мессы на многих языках, проводятся встречи с молодежью и проходят благотворительные концерты органной музыки. Здесь установлен один из самых больших в России органов, полученный в подарок от храма из швейцарского города Базеля, позволяющий воспроизводить восхитительную органную музыку разных эпох.

localway.ru

Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве

 памятник архитектуры (федеральный)

Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, самый большой католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая часовня святой Ольги). Расположен по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13; ближайшие станции метро — Краснопресненская и Улица 1905 года. В соборе проходят мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском, армянском языке и латыни, а также проводятся встречи молодежи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала «Католический вестник — Свет Евангелия», офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусства добра».

История

В 1894 году совет Римско-католической церкви свв. Петра и Павла в Милютинском переулке обратился к московскому губернатору с просьбой разрешить строительство третьего католического храма. Разрешение было получено при условии строительства вдалеке от центра города и особо почитаемых православных храмов, без башен и наружных изваяний. Неоготический проект Ф. О. Богдановича-Дворжецкого, рассчитанный на 5000 молящихся, был утверждён, несмотря на несоблюдение последнего условия.

Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России.

Храм, получивший название филиальной церкви Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, был освящен 21 декабря 1911 года.

Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911—1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

В 1919 г. филиальная церковь была превращена в полноценный приход. Его настоятелем стал 34-летний священник о. Михал Цакуль (1885-1937).

В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей. В 1956 году в храме расположился НИИ «Мосспецпромпроект». Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа. В 1976 году был разработан проект реставрации здания, где предполагалось разместить зал органной музыки, но этот проект так и не был реализован.

В 1989 г. культурная ассоциация «Дом Польский», объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному и законному владельцу — Католической Церкви. В январе 1990 г. группой московских католиков был образован польский католический приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря 1990 года, по случаю праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, о. Тадеуш Пикус (ныне епископ) с разрешения властей впервые после 60-летнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой первой службе присутствовало несколько сот человек. Постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.

В 1996 году, после длительного скандального выселения НИИ «Мосспецпромпроект», храм был передан Католической Церкви. На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Кафедральный собор.

Вид на собор зимней ночью

В марте 2002 года московский кафедральный собор принял участие в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов, организованной посредством телемоста.

Архитектура

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — неоготическая трехнефная крестовидная псевдобазилика. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор в Вестминстерском аббатстве, а прообразом купола — купол кафедрального собора в Милане. После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года.

На шпиле центральной башенки установлен крест, на шпилях боковых башенок — гербы папы Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича. В нартексе (притворе) собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской Базилики, а справа — медаль юбилейного 2000-го года.

Часовня Божьего Милосердия, дарохранительница и алтарь Святых Даров

В центральном нефе два сектора скамеек, разделенных проходом. В начале каждого бокового нефа установлены исповедальни — конфессионалы. В конце левого нефа — часовня Божьего Милосердия, в которой установлена дарохранительница и алтарь Святых Даров. Оба боковых нефа отделены от главного нефа колоннадами, по 2 полуколонны и по 5 колонн в каждой колоннаде. Потолки главного и боковых нефов состоят из крестовых сводов, которые образованы диагональными арками. Боковые продольные нефы собора имеют по пять колонн-контрфорсов каждый. 10 основных контрфорсов на которые опирается главный объём храма, по древним канонам храмового зодчества символизируют 10 заповедей.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под оконными проёмами, на внутренних поверхностях стен, находятся 14 барельефов — 14 «стояний» Крестного пути.

За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры. Со времён Контрреформации, то есть с середины XVI века, хоры располагаются в задней части нефа, таким же образом расположены хоры и в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. По первоначальному проекту хоры должны были вмещать 50 человек певчих, но кроме самого хора на хорах был установлен орган.

Трансепт придаёт зданию собора в плане форму креста. Это знаменитая схема, в которой изображение Христа на кресте наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело Христово. Подобная планировка называется крестообразной.

Алтарь

Алтарь собора

В пресвитерии собора находится самый важный элемент храма — алтарь, облицованный темно-зеленым мрамором, — место где приносится Евхаристическая Жертва. В алтарь помещены частицы мощей святого апостола Андрея, святого Зенона, покровителя Вероны, святого Григория Нисского, святого Григория Назианского, святых Космы и Дамиана, святой Анастасии, девы и мученицы, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. На алтаре — изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца, восходящий к тексту из Откровения Иоанна Богослова «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк.1:8). Справа от алтаря располагается амвон. Амвон собора так же как и главный алтарь, облицован темно-зелёным мрамором.

В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма. Эта часть называется деамбулаторием. Здесь расположена епископская кафедра и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Св. Даров и от преддверия сакристии. В пресвитерии, на стене апсиды — Распятие. Высота Распятия в соборе составляет 9 метров, фигуры Христа на кресте — 3 метра. По обе стороны от Распятия установлены 2 гипсовых фигуры — Матери Божьей и Евангелиста Иоанна. Обе скульптуры выполнены подмосковным скульптором Святославом Фёдоровичем Захлебиным.

Колокола

Колокола

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение при помощи специальной электронной автоматики.

До закрытия собора в 1938 г.

До закрытия собора в 1938 г. алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Св. Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — баллюстрадой.

В боковых нефах собора так же стояли скамьи, так как боковые нефы, поначалу, служили как отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин — левый неф предназначался для женщин, правый для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Орган

Орган «Kuhn» в Католическом соборе в Москве

Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох. 74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы.

История органа

Орган фирмы «Kuhn» Римско-католического кафедрального собора в Москве — дар Евангелическо-лютеранского кафедрального собора «Basel Münster» швейцарского города Базеля. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32`, были перевезены в Москву. Работы по разборке и установке органа вели помощники и сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.

16 января 2005 года состоялась торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органнный концерт дал Заслуженный артист РФ, профессор Московской консерватории — Алексей Паршин.

В 2009 году планируется установка недостающего 32-футового регистра Principal bass 32`

Диспозиция органа

TH. KUHN AG. MANNEDORF 1955

IV Brustwerk C–g3
1. Schalmei 4’
2. Regal 8’
3. Terzzimbel 3 f. 1/5′
4. Scharf 4f 1’
5. Sifflöte 1’
6. Larigot 11/3′
7. Flageolet 2’
8. Quintflöte 22/3′
9. Gedaktflöte 4’
10. Oktave 4’
11. Gedakt 8’
12. Suavial 8’
Tremulant
Jalousie Schwelltitt
Koppeln
43. OW+BW
44. HW+OW
45. HW+RP
46. P+BW
47. P+OW
48. P+HW
49. P+RP
I Rückpositiv C–g3
13. Musette 4’
14. Cromorne 8’
15. Dulzian 16’
16. Zimbel 3 f. 1/2’
17. Mixfur 4 f. 1’
18. Sesquialtera 22/3′+13/5′
19. Flöte 2’
20. Superoktave 2’
21. Rohrflöte 4’
22. Praestant 4’
23. Quintaden 8’
24. Gedakt 8’
25. Prinzipal 8’
III Oberwerk C–g3
26. Clairon 4’
27. Oboe 8’
28. Tromp. harm. 8’
29. Basson 16’
30. Scharf 4 f. 1’
31. Mixtur 4-5 f. 2’
32. Terz 3/5′
33. Quinte 22/3′
34. Waldflöte 2’
35. Superoktave 2’
36. Nachthorn 4’
37. Oktave 4’
38. Unda maris 8’
39. Salizional 8’
40. Rohrflöte 8’
41. Prinzipal 8’
42. Gedасkt 16’
Jalousie Schwelltitt
II Hauptwerk C–g3
50. Prinzipal 16’
51. Quintaden 16’
52. Prinzipal 8’
53. Bordun 8’
54. Offenflöte 8’
55. Oktave 4’
56. Hohlflöte 4’
57. Gemshorn 4’
58. Superoktave 2’
59. Mixtur maj. 5 f. 2’
60. Mixtur min. 5 f. 1’
61. Kornett 5 f. 1’
62. Bombarbe 16’
63. Trompete 8’
64. Clairon 4’
Pedal C–g3
65. Prinzipal bass 32’
66. Prinzipal bass 16’
67. Subbass 16’
68. Gedackt bass 16’
69. Prinzipal 8’
70. Großterz 62/5′
71. Spitzflöte 8’
72. Oktave 4’
73. Flöte 4’
74. Nachthorn 2’
75. Rausch-pfeifen 5 f. 4’
76. Acuta 5 f. 2’
77. Posaune 16’
78. Sordun 16’
79. Zink 8’
80. Dulzian 8’
81. Klarine 4’
  • Банк памяти регистровых комбинаций.
  • Crescendo.
  • Tutti.

Музыка

Директор музыки кафедрального собора — с. Валентина Новаковская (CSA), магистр священной музыки

Главный органист:

  • Марина Омельченко 2004—2005
  • Екатерина Мельникова 2005—2008
  • Анна Ветлугина

Руководитель приходского хора:

  • Анастасия Затолоцкая 2004 (?) — 2008
  • с. Людмила Месникович (CSA)

Известные прихожане

  • Соловьёв, Сергей Михайлович (поэт)

Литература

  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М.: O-Мастеръ, 2001. — С. 88-89. — 701 с. — (Строители России, ХХ век). — ISBN 5-9207-0001-7

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Новый Собор или Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - это название кафедрального собора, расположенного в Линце. Он с полным правом может носить звание крупнейшего католического собора Австрии. Работы по строительству собора начались по инициативе епископа Франца-Йозефа Рудиджиера в 1856 году и завершились только в 1924 году, когда собор был наконец-то освящен. Несмотря на свои внушительные размеры Новый Кафедральный собор не является самой высокой культовой постройкой в Австрии. Это связано с тем, что первоначальный проект предусматривал наличие очень высокого шпиля, что было в те годы запрещено - ни одна постройка не могла превышать Венский собор Святого Стефана. В этой связи высота шпиля кафедрального собора в Линце была сокращена и составила 133 метра, что на два метра ниже столичного собора.

Особого внимания достойны великолепные оконные витражи, большинство которых содержит изображения сюжетов из истории Линца, а также портреты благотворителей, пожертвовавших средства на строительство. Они были частично повреждены во время Второй мировой войны и после реставрации заменены современными витражами. На колокольне собора висит девять колоколов, часть которых датируется XIX столетием.

www.rutraveller.ru


Смотрите также

Будем вам благодарны если вы расскажете о нас друзьям:

Оставляйте комментарии, не стесняйтесь, все для Вас!